Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Эксперты: современный кинематограф еще не до конца "похоронил" пленку

© Фото : Company Films LLCКадр из фильма "Бок о бок"
Кадр из фильма Бок о бок
Фильм Кристофера Кеннелли и Киану Ривза "Бок о бок", показ которого прошел в РИА Новости, посвящен технологической революции в кинематографе, которая произошла за последние десять лет, когда в кино пришли цифровые технологии.

МОСКВА, 10 сен — РИА Новости. Действительно ли кинопленка "умерла" и в кино окончательно и бесповоротно наступила эра цифровых технологий, пытались выяснить создатели документального фильма "Бок о бок" (Side by Side), показ которого прошел в РИА Новости в рамках проекта "Научный понедельник". Российские кинематографисты, собравшиеся на показе фильма, признают, что "цифра" прочно заняла свое место в современном кино.

Фильм Кристофера Кеннелли и Киану Ривза посвящен технологической революции в кинематографе, которая произошла за последние десять лет, когда в кино пришли цифровые технологии. Если первые цифровые камеры давали весьма примитивное изображение, то сейчас "цифра" уже догнала пленку по качеству. Однако у обеих технологий остаются достоинства и недостатки, которые часто зависят от личных предпочтений режиссеров, операторов, актеров. В конечном счете создатели фильма приходят к выводу, что и пленка, и "цифра" в современном кинематографе дополняют друг друга.

Смерть пленки

Советский и российский кинооператор Эдуард Гимпель считает, что пленку "хоронить" пока что рано, киноиндустрии нужно и то, и другое. Главное, по его мнению, не технология, а мастерство оператора, степень его владения ремеслом. "На мой взгляд, на цифру снимать гораздо сложнее, чем на пленку, потому что если раньше работа оператора на 99% была творчеством, то сегодня он еще должен быть техническим человеком настолько, что просто сложно себе представить. В этом — единственная сложность, а все остальное, конечно же, понимание и ремесло", — сказал эксперт.

По мнению кинорежиссёра, сценариста и продюсера Сергея Соловьева, спорить с наступлением цифровой эры бесполезно, так как она уже наступила. "Я знаю красоту и ценность пленки, но цифра принесла в нашу жизнь нечто такое, с чем бороться невозможно и не нужно", — считает он. В частности, режиссер отметил такое достоинство цифровых технологий, как легкость и точность копирования фильма. Пленка, считает Соловьев, скоро окончательно уступит свое место "цифре" и останется уделом знатоков и ценителей, заняв нишу, подобную той, что сейчас занимает винил в музыкальной индустрии.

Тот факт, что пленка "умирает", признает и заведующий сектором цифрового стереокино Научно-исследовательского кинофотоинститута Александр Мелкумов. Наступление цифровой эры он встречает с опаской. В частности, эксперт отмечает, что цифровые технологии отнюдь не удешевляют производство фильма, если ставить себе задачу получить произведение искусства. Кроме того, он считает, что цифра расхолаживает оператора, отстраняя его от результата работы, который кроме него зависит теперь от колористов и других профессионалов, "улучшающих" изображение после съемки.

"Но самое страшное — что "цифра" подменяет документальность изображения, она замещает реальность виртуальностью", — считает Мелкумов. По его мнению, кино существенно теряет от того, что сейчас для съемок, например, "Титаника" уже не нужно строить корабль, а достаточно "нарисовать" его на компьютере. В частности, от этого страдает актерская игра, считает эксперт.

Учиться лучше на пленке

С точки зрения президента Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России и профессора ВГИК Игоря Клебанова, особенно сильно "смерть" пленки ударит по студентам-кинематографистам, которые многое теряют, начиная процесс обучения сразу с "цифры".

"Все понимают, что лучшим инструментом для преподавания была, конечно, 35-миллиметровая пленка. Вообще, пленка как-то сдерживала студенческий энтузиазм, (студенты) десять раз отмеряли, прежде чем один раз нажать на кнопку "Пуск", — сказал он.

Сейчас, по его мнению, цифровые технологии плохо влияют на студентов, которые не экономят пленку и снимают сколько материала, что потом оказываются просто не в состоянии обработать и смонтировать его в сжатые сроки.

Стандарт качества

Как основной инструмент работы кинематографистов пленка, может быть, и сдает позиции, однако она по-прежнему задает стандарты качества, на которые равняются те, кто работает с цифрой. Такого мнения придерживается режиссер анимации, руководитель студии Asymmetric VFX Виктор Лакисов, который всю свою профессиональную жизнь работает с цифровым изображением.

"Все, чем мы занимались все это время, — пытались достичь качества изображения, которое получается при фиксации света на пленке", — сказал эксперт.

Кинорежиссер Дмитрий Киселев, автор фильмов "Елки-2", "Черная молния", "Джентльмены, удачи!", который застал пленку, но в основном работает уже с "цифрой", тоже считает ее образцом для подражания.

"Новое поколение кинематографистов должно взять самое лучшее, что было сделано, понять, почему это было так прекрасно, в чем заключалась эта магия, и как-то переносить ее на новые технологии", — считает режиссер.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала