МОСКВА, 8 сен — РИА Новости, Светлана Вовк. Cirque du Soleil представил в Москве шоу Kooza с опасными акробатическими трюками, обольстительным Трикстером, забавным Простаком и хулиганскими клоунскими шутками.
Арт-директор шоу Kooza Майкл Смит предупреждал, что это самая хулиганская, местами даже неприличная и щекочущая нервы постановка Cirque du Soleil. В субботу первые московские зрители, побывавшие на премьере в Большом куполе в "Лужниках", смогли сами в этом убедиться.
Ханжам тут не место
Клоуны беспардонно, но очень весело заигрывали с публикой еще до начала представления — кому-то сняли обувь и бросили ее на сцену, кого-то тащили через зрительский зал, перекинув через плечо, многим испортили прически, направив мощную струю воздуха из аппарата для уборки мусора. В зрителей стреляли из пушки конфетти и серпантином.
В начале шоу один из клоунов заявил, что в спектакле есть действия, которые будут непонятны детям до 12 лет и людям без чувства юмора.
Сотворение мира
С помощью озорства и опасных адреналиновых трюков Kooza говорит о глубоких философских вещах. Например, о том, что магию окружающей жизни способен увидеть только Простак, с его открытым миру, добрым сердцем. Именно такой — смешной и нелепый — главный герой постановки. В начале шоу он появляется с летучим змеем, которого ему никак не удается запустить в небо. Простаку доставляют посылку — загадочную коробку, которую он, конечно, тут же открывает. Из нее, словно чертик из табакерки, выпрыгивает Плут — классический Трикстер, еще сотни лет назад становившийся героем площадных цирковых представлений. Плут — ловкач, чародей, человекоподобное существо, способное творить собственную реальность, тасовать разные жизненные ситуации, словно колоду карт.
Первое, что он делает — это каким-то немыслимым образом в мгновение ока на глазах у зрителей меняет одежду Простака, просто взмахнув волшебной палочкой. Волшебство продолжается, когда Трикстер поднимает руки и одновременно, словно лепестки диковинного цветка, поднимается огромное полотно на задней части сцены, открывая башню, которая называется Батаклан. Драпировки башни расцвечиваются изумрудным и рубиновым цветами — цветами жизненной энергии и восточной роскоши. На верхней площадке Батаклана располагаются оркестр и две певицы. Простая и изысканная сценография Стефана Руа (он же работал над шоу "Варекай" и "Заркана") завораживает — минимум декораций, продумана каждая деталь, необычное световое оформление.
Плут на глазах у Простака и зрителей творит новый мир. Его заполняют люди, в одежде которых преобладают красный, белый и золотой цвета. Начинается номер "Шаривари".
Затем взмах волшебной палочки Трикстера — и на середину сцены из Батаклава выезжает круглый помост с сокровищем — золотым слитком, который оказывается тремя девушками. В номере "Пластический этюд" они демонстрируют невероятную гибкость тела.
Король-шут и романтика на велосипеде
Когда Плуту хочется похулиганить, он вызывает клоунов. Причем, в его мире предводителем шутов оказывается Король, который пытается командовать двумя помощниками. В качестве объектов для своих озорных, но не злых шуток клоуны вытягивают на сцену зрителей. Одному клоун задрал кофту и сыграл мелодию, дуя ему в живот, другой залез рукой в джинсы, а потом начал проделывать с его ногой то, что делают невоспитанные собаки.
Трикстеру захотелось, чтобы в его мире было больше романтики, и на сцене появился "Дуэт на велосипеде". Пара, виртуозно управляя унициклом — одноколесным велосипедом, изобразила все стадии любви — от романтических ухаживаний до бурной страсти. Забавная деталь костюма юноши — к его прозрачной обтягивающей кофте в районе сердца пришит красный цветок, но выглядит это так, будто он расцвел на голом теле.
Колесо смерти, канат и молитва
В какой-то момент волшебная палочка Плута попадает в руки к Простаку, который, не умея ею пользоваться, вызывает в мир Kooza обитателей Преисподней. Именно в таком адском антураже — красном свете, дыме, в окружении скелетов с косами — сделан самый эффектный номер шоу "Колесо Смерти". А его исполнители — два колумбийских акробата появляются в образе чертей. Один из них раскручивает 730-килограммовую конструкцию, а второй запрыгивает в колесо, когда она вращается уже на очень быстрой скорости. Какое-то время акробат летит, зацепившись одной рукой за колесо, и затем запрыгивает в него. Зал ахает. А "черти" продолжают играть на нервах зрителей. Они вылезают на внешнюю сторону вращающихся колес и прыгают через скакалки. Причем не просто так, а складывая их вдвое, затем — крестиком, подпрыгивая и делая два оборота.
Не меньше адреналина от номера канатоходцев, которые танцуют и фехтуют на канате, катаются на велосипедах и перепрыгивают через головы друг друга.
Более спокойный, но тоже опасный номер — "Эквилибр на стульях". Акробат выходит в тонком белом плаще. Грациозным жестом сбрасывает его с плеч и, балансируя, начинает взбираться на качающуюся конструкцию из стульев. Когда она вырастает метров до семи, он удерживается на спинке стула на одной руке. Вообще стилистика этого номера — белый костюм артиста, его сосредоточенно-отрешенное лицо, нежно-розовое сари певицы на фоне темно-зеленого цвета полотна на задней части сцены, спокойная мелодия — наводят на мысли о медитации или молитве. Это образ человека, который поднимается вверх, преодолевая свой страх и раскрывая новые возможности тела и духа.
Змей запущен — спектакль окончен
Обаятельный, загадочный Трикстер еще и очень обольстительный персонаж. У него удивительная пластика движений, особая манера поправлять костюм, он красив и самоуверен. Особенно его обольстительность проявляется в номере "Обручи". Плут ассистирует гимнастке с хулахупами, в то время как Простак, очарованный красотой и весьма откровенным костюмом девушки, никак не решается подать ей обруч.
Но Kooza — спектакль, полный сюрпризов, каждый понимает происходящее в нем по-своему. Возможно, Плут — это альтер-эго Простака, который просто попадает в мир своих самых смелых и ярких фантазий.
В конце шоу Плут исчезает в Батаклаве, оставляя Простаку частичку своего волшебства и ловкости. И Простак наконец-то запускает летучего змея.
Первые зрители Kooza явно оценили спектакль — было много смеха и оваций, а когда шоу закончилось, весь зал аплодировал стоя.