МОСКВА, 6 сен — РИА Новости. Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова откроет свой московский сезон в пятницу в Большом зале консерватории концертом, приуроченным к 85-летию со дня рождения Евгения Светланова, рассказал РИА Новости художественный руководитель коллектива дирижер Владимир Юровский.
"Колокола" в честь маэстро
"Евгений Федорович Светланов — один из самых выдающихся дирижеров ушедшего столетия и один из наимощнейших представителей русской дирижерской школы, — поделился Юровский. — Встречами с Евгением Федоровичем я похвастаться не могу, я с ним не встречался, но неоднократно бывал на его концертах — и в Москве, и на Западе. Для меня он был настоящим продолжателем русской традиции, и, пожалуй, последним большим дирижером, который эту специфическую русскую традицию представлял".
Центральным сочинением концерта в день 85-летия Светланова станет поэма для солистов, хора и оркестра "Колокола" Сергея Рахманинова на стихи Константина Бальмонта. В ее исполнении примут участие сопрано Татьяна Павловская, тенор Всеволод Гривнов и баритон Сергей Лейферкус.
Посмотрите фотоленту: Гениальный интерпретатор классической музыки Евгений Светланов >>
"Это любимейшее сочинение Светланова, и так получилось, что оно стало последним в его жизни, — объяснил выбор произведения Юровский. — Последний концерт, который Светланов дал в Лондоне как дирижер в 2002 году, заканчивался "Колоколами". И солистом, который пел последнюю часть, был именно Сергей Лейферкус. Я недавно послушал эту запись, она произвела на меня неизгладимое впечатление: он прощался с жизнью в этом сочинении. Поэтому когда начали выбирать программу, чтобы отметить его 85-летие, я, не задумываясь, сказал, что будут "Колокола".
Демоническое и божественное
По словам музыканта, остальные номера концерта также были выбраны не случайно: кантату Сергея Прокофьева "Семеро их", его же "Два стихотворения для женского хора и оркестра", кантату Игоря Стравинского "Звездоликий" и "Колокола" объединяет поэзия Бальмонта, которая оказала большое влияние на русских музыкантов начала прошлого века.
"Я специально подобрал сочинения, чтобы они вели символистскую бальмонтовскую линию, причем, чтобы затрагивали как его светлое начало, которое отражается в первой и второй частях "Колоколов", так и мрачное, трагическое, а подчас и демоническое — как в третьей части, — рассказал дирижер".
Последним произведением первого отделения станет Третий фортепианный концерт Бартока, солировать в котором будет известный пианист Ефим Бронфман.
"Барток не планировался в концерте изначально, — признался Юровский. — Но когда появилась возможность поработать с таким блестящим мастером как Ефим Бронфман, мы за нее ухватились. Однако и тут нет случайностей: все композиторы, произведения которых мы выбрали, были иммигрантами, и у всех них тоска по родине стала одной из основных тем в творчестве. Третий концерт — одно из самых последних сочинений, Бартока, в котором он — дряхлый и больной — встречается со своей юностью. И это тоже перекликается с рахманиновскими "Колоколами".
В концерте также примут участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова и вокальный ансамбль Intrada.