Елена Костомарова
В российский прокат выходит "Лавлэйс" - канонический байопик о жизни американской порнозвезды 70-х Линды Лавлейс, чья знаменитая "глубокая глотка" по иронии судьбы стала одним из главных рупоров феминистского движения.
Лента "Глубокая глотка", прославившая Лавлэйс, вышла на экраны в 1972 году и стала первым порнофильмом, официально выпущенным в прокат. Кассовые сборы, по уверениям создателей, превысили все ожидания (они были сравнимы с заработком "Аватара" в пересчете на современный курс), а исполнительница главной роли в одночасье стала ходячим пособием по технике орального секса и знаменитостью номер один на Голливудских холмах. Позже Линда снялась еще в нескольких картинах для взрослых, но успех "Глотки" был недостижим, а вскоре актриса и вовсе пропала с радаров. В 1980 году она вернулась, чтобы рассказать миру всю правду о порноиндустрии и роли женщины в этом суровом бизнесе: Линда призналась, что ее, двадцатилетнюю девчонку, толкнул на скользкий путь муж Чак Трейнор, в красках описала, как ее били и насиловали прямо на площадке, как Трейнор заставлял сниматься под дулом пистолета и как она сумела вернуться к нормальной жизни, выйдя замуж и крепко ухватившись за семейные ценности.
В фильме Роба Эпштейна и Джеффри Фридмана Линду сыграла Аманда Сейфрид ("Отверженные", "Мамма MIA!"), обладательница точеной фигуры, которую не стыдно продемонстрировать на экране без одежды, и широко распахнутых наивных глаз, очень пригодившихся ей в создании образа. С первых же кадров над головой Линды словно начинает светиться нимб – трогательное веснушчатое создание высоких моральных устоев ("Я хорошая девочка", как мантру, повторяет она, ложась в постель с мужчиной) попадает в лапы извращенца и садиста Трейнора (его сыграл Питер Сарсгаард). Воспитанная в традициях повиновения супругу, она пытается смириться с побоями и унижениями, а, совсем впав в отчаяние, не находит поддержки ни у родителей ("Терпи и подчиняйся мужу"), ни у представителей закона ("Дайте автограф, миссис Глубокая глотка").
В попытке показать всю трагичность положения Лавлэйс создатели фильма доходят до абсурда, не оставляя ни малейшей возможности оспорить ее признания, а значит - хотя бы отчасти поверить им. В конце, когда Линда приходит на поклон к родителям, у порога уже, кажется, поют херувимы – ни дать ни взять раскаявшаяся Мария Магдалина.
Байопик, снятый по всем правилам жанра – с флэшбеками, "знаковыми" разговорами и "документальными" кадрами, традиционно завершается фактической справкой о том, что случилось с героями. Чак Трейнор умер спустя три месяца после гибели своей "Галатеи". Аминь.
Окончательно не провалиться в бездну банальности ленте помогают второстепенные персонажи: мать главной героини в исполнении самой Шэрон Стоун, которую не так-то просто узнать в сжавшей зубы добропорядочной домохозяйке, благородный порномагнат, которого сыграл "мужчина мечты" Крис Нот, и, наконец, главный плейбой мира Хью Хефнер (в его роли вездесущий Джеймс Франко), который рад помочь восходящей звезде подороже продать ее единственный талант.
Из "Лавлэйс" получилась идеальная феминистская история о домашнем насилии, так что зрителей, надеющихся увидеть эротическую легенду "в деле", ждет разочарование. Тем не менее очевидный интерес к теме порно в лентах этого года заставляет задуматься, какими способами Голливуд пытается преодолеть кризис идей и вернуть внимание зрителя. Режиссерский дебют Джозефа Гордона-Левитта "Страсти Дон Жуана" про парня, одержимого "клубничкой" при живой девушке-сексбомбе, "Черри" о звезде эротических фильмов и "Лавлэйс" - если просмотр порно по-прежнему под моральным запретом, то разговор о нем определенно назрел.