МОСКВА, 3 сен — РИА Новости, Софья Пономарева. Выставка "Романовы. Портрет династии", которая открылась в столичном Государственном Историческом Музее во вторник, позволяет заглянуть в фамильный альбом самой знаменитой русской семьи. Экспозиция, куда вошло около 400 предметов, приурочена к 400-летнему юбилею со дня призвания первого члена семьи на царство.
Семейное сходство
В ГИМе собрали портреты всех Романовых — от Михаила Федоровича до Николая II. Причем слово "все" следует понимать почти буквально — если и забыли какого-нибудь великого князя или княгиню, то нужно быть очень большим эрудитом, чтобы понять, кого из членов многочисленного разветвленного семейства не хватает.
В восьми разделах выставки, где каждый посвящен одному из больших царствований, разворачивается трехвековая панорама. Вот в начале — два конных портрета царей Михаила и Алексея. Забавные фигурки с большими головами написаны на золотом фоне — их автор явно совсем недавно писал одни иконы. Царевна Софья мрачно взирает на зрителя с яркого портрета, написанного на пузе двуглавого орла.
Залы, посвященные правителям XVIII века, полны массивных и великолепных женщин в золотой парче и с напудренными волосами. Не пропустите карандашный рисунок, сделанный Сальватором Тончи с императора Павла I незадолго до его смерти. Он беспощадно задокументировал странные сплюснутые черты лица царя. Тут даже начинаешь верить в легенду о том, что Павла действительно подменили в колыбели, и, на самом деле, он — сын калмычки. А вот младенец — будущий Александр I. Он держит в руках оправленный в золото "зубной коралл" — царственным младенцам давали грызть такие игрушки, когда у них резались зубки.
За эпоху ампира отвечают изящные сестры Александра I и его жена Елизавета Алексеевна. Лица поколения Николая I запечатлели акварелисты Гау и Соколов — те самые, благодаря которым до нас дошла красота Натальи Гончаровой и других светских дам из окружения Пушкина. Великие князья времен Александра II, его сына и внука — все, как на подбор, статные, высокие и породистые. Особенно это видно по бронзовым бюстам Сергея Александровича, Константина Константиновича и прочих, уместно дополняющих картины и фотографии, которых со второй половины XIX века появляется очень много. Тем приятней увидеть среди семейных фото великих князей неизвестные портреты маслом этого времени. В числе находок — малоизвестный портрет сестры последнего императора Ольги Александровны кисти Петра Нерадовского. Он долгое время хранился в фондах музея свернутым на валу и был отреставрирован специально к вернисажу.
Сюрпризы и открытия
Вообще, произведения малоизвестных или же анонимных художников — одно из главных достоинств этой экспозиции. Конечно, обычно царская фамилия заказывала портреты самым лучшим художникам — вот нам показывают на одной стене изображение Екатерины Великой кисти Рокотова, а на другой — Николая II работы Репина. Однако не за именами известных мастеров портретного жанра стоит идти на эту выставку. Ведь хрестоматийные парадные портреты каждый любитель истории отлично помнит в лицо — а тут сплошные сюрпризы: почти половину вещей на выставке показывают впервые.
Таков, например, профиль Анны Иоанновны — изображений этой дамы вообще сохранилось маловато, а тут барельеф работы самого Растрелли, причем выполненный из олова.
Или редкое изображение императрицы Елизаветы Алексеевны в трауре по свекру — задушенному Павлу I. В точно такой же позе она будет написана 20 лет спустя, но в трауре уже по собственному мужу — занимательно изучать, как с годами изменились черты лица. Необычный рисунок работы Коррадини изображает Александра II на смертном одре. Погибший от бомбы царь — на смертном ложе со спокойным выражением лица, рядом прекрасная дева в кокошнике ломает руки — вероятно, его морганатическая жена Долгорукая. А на переднем фоне — разбитые кандалы, символ отмены крепостного права. При этом самая крупная фигура на рисунке — рыдающий ангел.
Экспозиция получилась такой полной и разнообразной, что с трудом верится в то, что ее создали силами всего лишь одного музея, а не собрав портреты из множества галерей со всей России. Но действительно — все эти вещи из коллекции одного только ГИМа. Помимо крупных парадных изображений на холсте, в витринах множество миниатюр на слоновой кости. Есть даже крохотные рельефы с изображением детей Марии Федоровны, вырезанные ею собственноручно из слоновой кости. Много гравюр, акварелей, скульптур и фотографий — благодаря этому жанровому разнообразию выставка получилась глубже и любопытней, чем посвященная Романовым экспозиция "Лица России", открытая в Эрмитаже к этому же юбилею.