Анна Юдина
Авиакосмический салон МАКС-2013 встречает гостей — начинается трехдневная программа открытого посещения известного аэродрома Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковском Жуковском. О том, что посмотреть на авиасалоне и как не потеряться среди сотен его экспонатов, — в материале РИА Новости.
"Лес" хвостов и крыльев
Салон начинает работу в 10.00, и, чтобы избежать очередей на въезде к ЛИИ Громова и на входе на территорию МАКСа, приехать можно пораньше. Первое, что открывается взору зрителя, — огромная статическая площадка с новейшими военными и гражданскими самолетами. Если погода позволит, то ее надо осматривать в первую очередь.
Подойти совсем близко к военным самолетам, скорее всего, не удастся, так как они огорожены, но сфотографироваться на фоне живой легенды — остроносого перехватчика МиГ-31 или учебно-боевого малыша Як-130 — смогут все. Ошибиться в них невозможно: каждый истребитель уникален, имеет свои собственные очертания, форму кабины пилотов, корпуса и крыльев. Кроме того, перед каждым самолетом стоит специальная таблица с его названием и кое-какими интересными цифрами (например, весом, размахом крыльев и данными о назначении крылатой машины в войсках).
Так, посетители увидят несколько самолетов семейства МиГ, истребители Су-27, Су-30СМ, новейший Су-35С. За военными самолетами прямо на поле стоят и гражданские — крошечные монопланы и бипланы, представленные различными гражданскими компаниями.
Примечательные участники полетов и полноправные "постояльцы" на статической площадке — тестовый самолет-лаборатория А-380 французской компании AirBus. Это дальнемагистральный "двухэтажный" самолет, поражающий своими размерами — самый большой в мире в своем классе. Он примет участие во всех днях летной программы.
Также можно будет по любоваться на турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-70. Этот серый приземистый "толстяк" с винтами синего цвета также будет летать, характерно рокоча на взлете своими лопастями.
Стоит на статике еще один любопытный экземпляр — самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. На своей спине он несет исполинскую "тарелку" связи.
Любители вертолетов смогут лицезреть на стоянке самый большой в мире Ми-26, классический Ми-8 и его разновидности, элегантный "ночной охотник" Ми-28Н, еще одну военную знаменитость — "аллигатор" Ка-52.
Тренажеры для всех
Павильоны на МАКСе пронумерованы буквой и цифрой, поэтому, пользуясь книжечкой-гидом или простым планом экспозиции, зрители легко смогут найти нужный стенд. Свои разработки представит Объединенная авиастроительная корпорация, "Вертолеты России", концерн "Радиоэлектронные технологии", различные зарубежные компании.
Все желающие смогут сесть за тренажеры, имитирующие кабину вертолета (в павильоне Д8, где расположена экспозиция КРЭТ) или транспортного самолета МС-21 (павильон F1, стенд корпорации "Иркут"). Эффект полного "погружения" гарантирован за счет гигантских экранов с видео и полномасштабной приборной панели.
В отдельно стоящем павильоне Транзаса есть не только авиационные, но и морские тренажеры, которыми и знаменита эта петербургская компания.
Волшебство полетов
Летная программа все три дня будет длится с 11.00 до 17.00, и, если не помешают погода или какие-то другие обстоятельства, летать будут все заявленные участники. Их полный список можно посмотреть на официальном сайте авиасалона, а здесь будет рассказано о самых примечательных участниках.
Смотреть выступления лучше всего на большом зеленом лугу перед огороженной взлетно-посадочной полосой. Там будет видно практически всем, как самолеты взлетают и садятся и даже как выруливают на полосу. Тем, кто хочет запастись терпением и отсмотреть всю летную программу от начала и до конца, потребуется лишь то, что можно расстелить, положить или поставить на траву, чтобы спокойно сесть, не мешая другим. Через громкоговорители будут объявлять всю программу, в том числе объясняя фигуры высшего пилотажа.
Гвоздь полетов — безусловно, российские истребители, которые показывают высший пилотаж с обманчивой легкостью и простотой. Зрители увидят групповой полет трех новейших истребителей Т-50, а когда двое из них приземлятся, летчик-испытатель герой России Сергей Богдан покажет шестиминутное сольное выступление на третьем самолете.
Семейство самолетов Су достойно представляет двухместный истребитель Су-30СМ и одноместный Су-35С. Даже не знатоки авиации легко смогут понять, насколько высок уровень отработанности пилотажа на этих двух самолетах. Один из самых зрелищных приемов — это "кобра Пугачева", когда в какой-то момент истребитель довольно резко задирает нос, становясь в воздухе в вертикальное положение, но при этом продолжает двигаться, практически не снижая скорости и высоты. Зрелище поистине потрясающее, когда многотонная серая машина действительно напоминает рассерженную кобру. Через несколько мгновений самолет возвращается в исходное положение и продолжает полет.
Такие же фигуры могут показывать и два участника полетов из семейства МиГ. Им подвластен и сложнейший "Колокол", когда самолёт идет вверх, стихает и замирает на нулевой скорости, после чего, проседая вниз, довольно резко опрокидывается носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. Это особенно эффектно проделывает МиГ-29ОВТ, который наделен управляемым вектором тяги. Именно этот сложнейший механизм позволяет истребителям проявлять чудеса сверхманевренности.
Впрочем, не менее легко и эффектно справляется с высшим пилотажем бесфорсажный учебно-боевой самолет Як-130. Этот крошечный по сравнению с другими истребителями самолет окрашен в ярко-красный и белый цвета и выгодно отличается от других участников. Например, он отлично показывает горизонтальную "Бочку" — летя прямо и в то же время переворачиваясь вокруг своей оси на 360 градусов. Перевёрнутый полет — тоже его конек, когда фактически несколько секунд, на огромной скорости самолет летит в перевёрнутом состоянии, "брюхом" вверх.
Что касается пилотажная групп, то здесь зрители смогут увидеть практически все группы России: "Стрижи" на МиГ-29, "Русские витязи" и "Соколы России" на Су-27, "Беркуты" на вертолетах Ми-28Н, группу ДОСААФ "Русь" на самолетах Л-39.
Из иностранных участников полетать прибыли истребители Rafale ВВС Франции и знаменитый "Орел" F-15 из Швейцарии. Красивым выступлением порадуют гражданские пилотажные группы: "Балтийские пчелы" из Латвии, окрашенные в сине-желтую полоску, блестящие черные "Брайтлинги" из Франции и разноцветные истребители из группы "1-е августа" ВВС Китая.