Мария Токмашева
В среду вечером на острове Лидо открылся юбилейный 70-й Венецианский кинофестиваль. Главным героем первого фестивального дня стал американский актер Джордж Клуни, который сыграл одну из главных ролей в фильме открытия смотра – научно-фантастической драме "Гравитация" мексиканского режиссера Альфонсо Куарона.
Венеция-2013: "Дитя" Франко, "Теорема" Гиллиама и "Ревность" Гарреля >>
"Гравитация" оказалась картиной, безусловно, красивой и метафоричной, но довольно предсказуемой. Главные герои фильма – опытный астронавт Мэтт Ковальски (Клуни) и доктор Райан Стоун (Сандра Буллок). В тот момент, когда они вышли в открытый космос, станция взорвалась и все остальные члены экипажа погибли. Стоун и Ковальски остались вдвоем в безумно завораживающих, но безмерно опасных пейзажах открытого космоса. Всю эту завязку сюжета Куарон, написавший сценарий в соавторстве со своим сыном, излагают примерно в течение 10-15 минут экранного времени. Все остальные 75-80 минут посвящены борьбе за земную – в прямом смысле слова – жизнь. Порой это смотрится довольно занимательно, порой немного затянуто. Правда, в моменты, когда зритель вот-вот уже может быть готов почувствовать себя на лекции в планетарии, Куароны добавляют в картину немного юмора. Герой Клуни, например, неожиданно вынимает бутылку водки из огромных ботинок костюма астронавта, а Сандра Буллок облачается в костюм с эмблемой "МКС Заря" и начинает управлять российской космической станцией.
Впрочем, больше самого фильма венецианскую публику волновал актер Джордж Клуни. На пресс-конференции буквально яблоку негде было упасть. Куарон пытался честно рассказывать о своей картине, в то время, как журналистов больше интересовало, как Сандра Буллок поддерживает свою фигуру, и, что, конечно, неожиданно – как Клуни относится к политике президента США Барака Обамы в отношении Сирии. Актер, конечно, не стал отвечать на этот вопрос и сразу же предупредил журналистов, что говорит на пресс-конференции только о фильме. "И моего мнения по поводу того, что Аффлек станет Бэтменом, тоже не спрашивайте!" Журналисты рассмеялись и действительно не стали об этом спрашивать, несмотря на то, что очень хотелось.
Клуни был в прекрасном расположении духа и на красной ковровой дорожке. Актер, кажется, раздал автографы всем подряд. Пара девочек, стоявших возле ограждения перед дворцом кино, видимо, настолько этого не ожидали, что озарили, по-моему, весь Лидо восторженным возгласом. После этого громогласного крика даже долгие аплодисменты, которыми встретили гости церемонии классика итальянского кино Бернардо Бертолуччи, не казались такими уж "громкими и несмолкающими". Бертолуччи, помимо того, что возглавил жюри основного конкурса, снял еще и полутораминутный ролик для проекта Future Reloaded, в рамках которого 70 знаменитых режиссеров пытались в такой короткой форме высказаться на тему будущего кинематографа. В короткометражке Бертолуччи сам он едет по итальянским улочкам в своем инвалидном кресле (у режиссера проблемы со спиной). Камера снимает лишь ноги, колеса и дороги, где коляску ждут какие-то препятствия – мусор, горы бутылок, отваливающаяся плитка. Так что уже не так легко и активно движется 72-летний Бертолуччи навстречу будущему.
Впрочем, и в короткометражках других режиссеров большой "надежды на завтра" как-то незаметно. Большинство творцов подмечает технические новинки – мобильные камеры, которые позволяют сразу же снимать и выкладывать видео. Такого "кино" становится все больше и оно постепенно изменяет восприятие любого художественного контента – вплоть до того, как, например, в короткометражке Алексея Федорченко даже смотреть его уже не нужно – глаза становятся "атавизмом" (так и называется ролик). Пока, к счастью, до этого дело еще не дошло: 20 фильмов основного конкурса Венецианского фестиваля тому подтверждение.
Самые яркие платья на красной ковровой дорожке 70-го Венецианского фестиваля — в фотоподборке проекта Weekend >>