Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (статья 39).
На практике, круг ситуаций, определявшихся Советом Безопасности как создающие угрозу миру, включает такие связанные с конкретными странами ситуации, как межгосударственные и внутригосударственные, или внутренние, конфликты с региональными или субрегиональными последствиями. Кроме того, в качестве угроз международному миру и безопасности Совет Безопасности определял такие потенциальные или общие угрозы, как террористические акты, распространение оружия массового уничтожения и распространение и незаконный оборот стрелкового оружия и легких вооружений. Круг ситуаций, определявшихся Советом Безопасности в качестве ведущих к нарушению мира, более узок. СБ квалифицировал в качестве нарушения мира только ситуации, связанные с применением вооруженной силы. Лишь в очень немногих случаях за все время своего существования Совет Безопасности определял существование акта агрессии со стороны одного государства в отношении другого.
Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочен, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными (статья 40).
Для осуществления своих решений СБ может потребовать от членов ООН применять меры, не связанные с использованием вооруженных сил, такие как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (статья 41).
Если эти меры оказались недостаточными, то СБ уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Эти действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (статья 42 Устава ООН).
Все члены ООН для внесения своего вклада в дело поддержания международного мира и безопасности, обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода (статья 43), должны держать в состоянии немедленной готовности контингенты национальных военно воздушных сил для совместных международных принудительных действий (статья 44).
Планы применения вооруженных сил составляются Советом Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета, который специально создается (статьи 46 и 47).
Совет Безопасности санкционировал применение военной силы для пресечения или отражения агрессии одного государства против другого в контексте начавшейся в 1950 году корейской войны и агрессии Ирака против Кувейта в 1990 году. С 1990 года Совет Безопасности все чаще санкционирует применение — в разных обстоятельствах и в различных масштабах — силы на основании главы VII Устава. В нескольких случаях он санкционировал введение морской блокады для обеспечения соблюдения режима санкций (в Ираке, бывшей Югославии, Гаити и Сьерра Леоне). Санкционировал ограниченное применение силы операциями ООН по поддержанию мира (в частности в бывшей Югославии, в Сомали, в Демократической Республике Конго, в Косово и в Восточном Тиморе) и региональными структурами (в частности миссией ЭКОВАС в Кот д’Ивуаре (МИЭККИ), силами Европейского союза в Демократической Республике Конго (операция СЕС ДРК) и миссией Африканского союза в Сомали (АМИСОМ). Кроме того, он санкционировал использование "всех необходимых средств" или принятие "всех необходимых мер" многонациональными силами (в частности в Сомали, Гаити, Руанде, Восточном Заире, Албании, Боснии и Герцеговине, Восточном Тиморе, городе Буниа в ДРК, Либерии и Ираке).
Помимо применения силы с санкции Совета Безопасности государства члены могут применять силу при осуществлении своего права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН. Государства члены могут осуществлять право на самооборону только в случае вооруженного нападения и до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. В иных обстоятельствах, согласно статье 2(4) Устава, все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, не совместимым с целями ООН.
Резолюция Совета безопасности по любому вопросу, включая применение силы, может быть принята только в случае, если ни один из постоянных членов (РФ, США, Великобритания, Франция, КНР в силу их ключевой роли в создании ООН) не использует право вето, и при этом за нее выскажутся не менее девяти членов Совбеза из 15.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников