Рейтинг@Mail.ru
Подготовка к МАКС-2013: просторы полей и воздушная акробатика - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Подготовка к МАКС-2013: просторы полей и воздушная акробатика

Читать ria.ru в
Международный авиационно-космический салон пройдет в подмосковном Жуковском с 27 августа по 1 сентября. Будет представлен широкий модельный ряд авиамашин.

ЖУКОВСКИЙ, 22 авг — РИА Новости, Анна Юдина. Солнечно. Стрекочут кузнечики. На бескрайнем поле вокруг исчирканной взлетно-посадочной полосы подсыхает скошенная трава. Пылит по накатанной колее армейский грузовичок, громыхая колесами. Пока ничто не напоминает о том, что на территории Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова через четыре дня начнется один из крупнейших авиакосмических салонов мира — МАКС-2013.

Автомобиль нашего провожатого петляет по узкой асфальтированной дороге. В ЛИИ Громова передвигаться самостоятельно нельзя — режимный объект. Едем вдоль больших полукруглых ангаров, минуем здание знаменитой Школы летчиков-испытателей. Вдалеке из-за деревьев то и дело проглядывают хвосты, носы, исполинские крылья. Самолетный "птичий двор" — столько в одном месте редко когда увидишь.

Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50
Самолет Т-50 и истребитель Су-35С на МАКС покажут "Кобру Пугачева"
Под крылом ЯКа

Подъезжаем к домику, спрятавшемуся в тени уютного сада. Именно отсюда начинается знакомство. Опытно-конструкторское бюро имени Яковлева пригласило посмотреть на одного из самых примечательных участников салона — учебно-боевой самолет Як-130. Напрашиваемся посмотреть и репетицию летной программы, а заодно — поглазеть на просторы одного из уникальнейших мест в авиационном мире России. Большинство самолетов, которые будут красоваться перед зрителями МАКСа на следующей неделе, рождались именно здесь, "в полях" ЛИИ Громова. Здесь их впервые собирали, поднимали в воздух, испытывали и обкатывали.

Як-130 спрятан в одном из ангаров. Вместе с двумя "собратьями" традиционной серой окраски в центре стоит новенький красно-белый красавец. По сравнению с самолетами Сухого и даже МиГами он — настоящая кроха, всего 11,5 метров в длину, с размахом крыла 9,8 метра.

Над ним хлопочут техники, готовя к вылету на репетицию. Правда, каждый подъем в небо — как в первый раз. Все, до последнего винтика у каждого самолета должно быть проверено и отлажено, растолковывает мне ведущий инженер Илья Конкин.

— Предполетная подготовка длится около часа. Пока хоть в одной системе есть какие-то неполадки, самолет в воздух поднимать нельзя, — говорит Конкин.

Обхожу вокруг самолета. В ангаре пахнет машинным маслом. Отведена в сторону пара панелей на корпусе, и видна электронная "начинка" — какие-то ящички, провода, датчики. Мужики в серых комбинезонах и пилотских куртках деловито копаются в механизмах. Тихонько провожу рукой по заостренному носу, потом по крылу. Поверхность на ощупь очень любопытная, как будто не металлическая.

— Нравится самолет?— спрашиваю Илью.

— Конечно, — чуть смущенно, но гордо отвечает он. — Он обладает уникальными системами.

В этот момент из-за набежавшей тучи выглядывает солнце и щедро заливает вход в ангар. Теплый желтый свет накрывает стоящий Як-130, оттеняет ярко-красную и белую краску.

Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50. Архив
Целая группа новейших истребителей Т-50 может выступить на МАКС-2013
Просторы Лии Громова

Пока аэродром готовится к приему профессионалов и простых зевак, на его просторах пусто и чисто. В поле стоят коробки павильонов Объединенной авиастроительной корпорации и Роскосмоса, в них какие-то макеты в клеенке, снуют мужчины с инструментами. Рядом с шале для делегаций торчит частокол флагштоков. Грузовик с подъемником опускает какие-то опоры. На траве вокруг — геометрические узоры из полосатых лент — то ли запланированная расстановка объектов экспозиции, то ли ограждения для зрителей. Отдельно высится за загородкой синее здание со смотровой верандой — для первых лиц.

Рядом с хозяйственными постройками лениво растянулись в тени загорелые работяги в одних шортах. Один дремлет, не реагируя на шум проезжающих по бетонным плитам машин. Невдалеке проезжает грузовик, везя за собой истребитель, накрытый какой-то легкой тканью. "Т-50", — разносится уважительный шепот немногих свидетелей. Разглядеть самолет не удается — ткань, будто паранджа, колеблется на ветру, скрывая изгибы корпуса и крыльев.

Зато Су-35 гордо стоял на площадке, не скрываясь от любопытных глаз. В утренней репетиции он участия по какой-то причине не принял, как и его новейший "собрат" пятого поколения, однако предполетную подготовку проходил.

Вертолета от КБ Беркут Аэро Самарской области
Легкий вертолет "Беркут ВЛ" проведет первый демополет на МАКС - 2013
Воздушные кульбиты

В середине дня на аэродроме ненадолго замирает жизнь — все, кто находится рядом с летной площадкой, в шале и павильонах, задирают головы в небо, делая "козырьки" из ладоней от слепящего солнца. Вдалеке уже показывается кавалькада вертолетов, которые должны будут открыть летную программу МАКСа.

Впереди летит гигант Ми-26 — самый большой в мире серийный транспортный вертолет. По сравнению с привычным для глаза Ми-8 он устрашающе велик. Ка-32, держащийся неподалеку, и вовсе, кажется, поместится внутрь этого серого исполина.

Отдельно четверкой держатся "ночные охотники" — Ми-28Н, которые традиционно показывают групповой пилотаж, нарезая круги, расходясь в стороны и выбрасывая при этом снопы огней. Одинокий "Аллигатор" Ка-52 с характерным силуэтом задумчиво прострекотал над площадкой, показал разворот, а потом словно передумал и уступил место для сольного выступления Ми-28. Тот буквально танцевал в небе, показывая подъемы и развороты на больших углах атаки, раскачивался, словно на невидимых качелях, а потом незаметно ушел в сторону.

В это время в воздух уже поднялись друг за другом Ту-204, Ту-204СМ, Ил-76. Однако они ушли вдаль, на большой разворот, предоставив полосу для Як-130, который уже стоял наготове. Легко разогнавшись, шустрый кроха сразу же на взлете свернул в сторону, перевернулся и стал показывать фигуры, не уступающие по сложности Су-27 и МиГ-29. Развороты, петли, виражи — все динамично следовало друг за другом на высоте 200 метров. Классический силуэт планера выделялся благодаря яркой, заметной расцветке. Большой фонарь (прозрачная часть кабины пилотов) отблескивал на солнце. Один раз Як замер на высоте, стих на пару секунд, а затем ловко нырнул вниз. Учитывая, что у этого учебно-боевого самолета нет управляемого вектора тяги, а следовательно, и сверхманевренности, достижения летчиков ОКБ Яковлева по-настоящему поражают воображение.

Следом за Яком взлетели МиГ-35 и опытный МиГ-29ОВТ, причем второй очень интересен тем, что впервые наделен тем самым отклоняемым (управляемым) вектором тяги, который дает самолету поистине неограниченные возможности в воздухе. Кобра Пугачева, мертвая петля, колокол, фиксированная бочка становятся основой для новых экспериментов асов высшего пилотажа. Истребитель Су-30СМ, впервые выступающий на МАКСе, доказал это в полной мере — одним из самых зрелищных элементов его номера, последовавшего вслед за воздушными танцами МиГов, стал довольно продолжительный пролет с углом атаки более 100 градусов (с задранным носом, практически в вертикальном положении, но без потери высоты).

Огромными истребителями, крадущимися в небе на сверхмалых скоростях или, напротив, резко взмывающими и рвущими воздух оглушительными звуками форсажа, пока никто не может полюбоваться, кроме техников, персонала МАКСа и пилотов, привычных ко всему. Однако каждый раз, когда на взлетной полосе и в небе поднимается шум от самолета, профессионалы щурят глаза и ревниво следят за каждым его движением. Их любимые детища совсем скоро будут выступать перед взыскательной публикой.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала