Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Минобороны РФ отказалось от закупок итальянского вертолета AW139 по причине его высокой цены. Данное решение прямо играет на руку конкуренту итальянца — отечественному вертолету Ка-62.
"Дорогая очень машина, цену сбросят — можем вернуться к этому вопросу", — сообщил журналистам заместитель министра обороны Юрий Борисов, отметив, что ранее военные планировали приобрести 35 таких вертолетов.
Что означает этот шаг Минобороны для отечественной промышленности и для российских военных?
Что такое AW139 и кому он невыгоден
Вертолеты AW139 в России собирает HeliVert — совместное предприятие корпорации "Вертолеты России" и фирмы AgustaWestland, работающее на мощностях Московского вертолетного завода в Томилино. Эти винтокрылы представляют собой многоцелевой коммерческий вертолет с загрузкой до 2500 кг или 15 пассажиров.
Особенно популярно исполнение этих вертолетов в варианте представительского салона. Машины этого типа есть и в летном отряде Управления делами президента, только закупались они непосредственно в Италии.
На данный момент портфель заказов СП оценивается приблизительно в полсотни машин. Ранее сообщалось, что Минобороны собиралось закупить семь AW139 в представительской комплектации для перевозки высшего комсостава. Теперь, по словам Юрия Борисова, выясняется, что всего военные хотели получить 35 машин — скорее всего, всех модификаций, а не только "лимузинных".
Перенос в Россию производства AW139 с самого начала вызывал волну негатива в отечественной промышленности. Дело в том, что у этого вертолета есть прямой конкурент — Ка-62, разрабатываемый на базе старого проекта Ка-60 с широким использованием иностранных комплектующих. В частности, на Ка-62 установлены французские турбовальные двигатели Turbomeca Ardiden 3G и трансмиссия австрийской фирмы Zoerkler.
Сравнивать эти вертолеты по характеристикам практически бессмысленно, так как те близки к идентичным. Разница между машинами очень простая: AW139 производится и летает по всему миру уже около десяти лет, а Ка-62 пока что только планируют запустить на испытания к концу 2013 года.
А что взамен?
К чему приведет отказ от AW139? В принципе, вертолеты такого класса военным не помешали бы — для различных вспомогательных целей, среди которых VIP-такси для генералитета далеко не первоочередная задача. Легкий вертолет в вооруженных силах — рабочая лошадка: на нем висят разведка и целеуказание, санитарные и поисково-спасательные операции, выброска небольших десантов. Явно подразумевается и морская палубная версия.
HeliVert, конечно, ужмется, но его портфель заказов позволит ему существовать и дальше. Производители же Ка-62, которые, к слову, уже имеют контракт с инозаказчиком (бразильская авиакомпания закупила семь машин), получат поощрение в виде дополнительного объема работы. Одна проблема: когда этот вертолет достигнет серийной готовности?
Балансировка бизнес-процессов
Юрий Борисов оставил лазейку для HeliVert, сообщив, что Минобороны не устраивает цена. Возможно, если заказчик и исполнитель сойдутся в этом вопросе, то российские генералы еще полетают на итальянских вертолетах.
Однако забить всю нишу легких вертолетов вооруженных сил машинами AgustaWestland все равно было бы нереально — даже при гипотетическом прямом лоббировании такого шага со стороны лиц, принимающих решения. Ка-62 все равно попал бы в армию, равно как, вполне возможно, попадет туда и AW139. Вопрос в сроках.
И самое главное. И AW139, и Ка-62 в России будут производить "Вертолеты России". В сущности, это не конкуренция производителей за госзаказ, это балансировка бизнес-процессов внутри концерна под давлением государства.
Причем с элементами технологической политики: несмотря на большой объем критически важных иностранных комплектующих, Ка-62 в основе своей — отечественная машина, а AW139, как ни крути, только собирается в России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции