Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Атака на монополию, или Зачем нефтяникам судостроение

Контроль над судостроением, который хотят получить сырьевики, может означать начало отказа от тотальной монополизации в промышленности, считает Константин Богданов.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

Сырьевые госконцерны предъявляют претензии к Объединенной судостроительной корпорации и фактически требуют передать непосредственно им строительство на Дальнем Востоке верфей для выпуска танкеров и газовозов. Если подобная передача произойдет, это может стать подспудным признанием ошибочности тотальной монополизации судостроения в рамках одного холдинга. А еще – отработкой новой модели развития высокотехнологичных отраслей в России.

Понедельник – день тяжелый

В понедельник на Дальнем Востоке президент "Роснефти" Игорь Сечин нанес удар по интересам Объединенной судостроительной корпорации. Участвуя в совещании на заводе "Звезда" в приморском поселке Большой Камень, Сечин весьма резко проехался по корабелам, реализующим расширение производственных мощностей для серийного строительства судов-газовозов.

Завод Звезда в Приморском крае
Сечин предложил создать в Приморье консорциум для постройки газовозовГлава "Роснефти" Игорь Сечин, посетивший в понедельник завод "Звезда" в городе Большой Камень в Приморье, предложить создать консорциум инвесторов в связи с тем, что на предприятии затягиваются сроки строительства судов-газовозов.
"Мы несем ответственность перед государством за добычу газа. (…) Срыв контракта в условиях жесточайшей конкуренции приведет к потере кредита и необходимого эффекта. Технологические возможности на существующих мощностях отсутствуют, либо ограничены. (…) Скорость строительства судов не соответствует тем целям, которые диктует разработка шельфовых месторождений. (…) Наше предложение – привлечение заинтересованных инвесторов, которые могли бы обеспечить финансовое сопровождение проектов", – заявил президент "Роснефти".

В проекте верфи для строительства танкеров ледового класса водоизмещением до 250 тыс тонн и газовозов, реализуемом на базе "Звезды" с 2009 года, заинтересованы ведущие государственные сырьевые корпорации – "Газпром" и "Роснефть". Вице-премьер Дмитрий Рогозин, давно уже критикующий ОСК, заметил на том же совещании, что накопленный срыв сроков по вводу в строй завода уже составляет 14 месяцев.

Фактически Сечин предложил отобрать проект у ОСК и передать консорциуму заинтересованных инвесторов, которые готовы самостоятельно найти себе за рубежом партнера-судостроителя для возведения этого завода.

Монополия под ударом

Это далеко не первая атака на ОСК с фланга, на котором сосредотачиваются силы сырьевиков, заинтересованных в новой морской технике для шельфовых проектов по добыче углеводородов.

На днях стало известно, что существует проект развертывания на базе Крыловского государственного научного центра (бывшего "ЦНИИ им. ак.А.Н.Крылова") кооперации с зарубежными судостроителями по строительству судов ледового класса для обеспечения освоения арктического шельфа.

В сочетании с сегодняшним выступлением Игоря Сечина ситуация для ОСК в части претензий на шельфовые проекты, мягко говоря, перестает быть комфортной.

С одной стороны, ОСК – это отраслевая горизонтальная монополия, и кому, как не единому государственному интегрированному концерну управлять всем в судостроении и морской технике – что в военной, что в гражданской? С другой стороны, успешных отработанных моделей отраслевых монополий двойного назначения в России нет. Можно вспомнить разве что "Вертолеты России", да с грехом пополам – Объединенную авиастроительную корпорацию.

Но вертолетчики имели потрясающе мощную поддержку в виде востребованного на внешнем рынке семейства Ми-8/Ми-17, а ОАК до сих пор держится, как на опорных столбах, на многолетних доходах и наработанных компетенциях экспортеров боевой авиации (АХК "Сухой" и НПК "Иркут"). Да еще на умении Михаила Погосяна интуитивно выстраивать тонкий баланс в сложносочиненных системах интересов заказчиков, разработчиков и производственников.

Судпром же до недавнего времени не мог похвастаться ни стабильными подразделениями-экспортерами, ни оригинальными технологиями управления. На роль экспортера-кормильца мог потенциально претендовать Балтийский завод, но его бывший владелец, Объединенная промышленная корпорация Межпромбанка, обанкротилась в 2010 году. Перехватившая у Балтзавода экспортные контракты калининградская верфь "Янтарь" пока только-только встала на ноги. Нагрузка же на работающую часть ОСК в виде полумертвых и откровенно мертвых предприятий отрасли куда выше, чем в ОАК.

В этих условиях добиваться от ОСК ритмичной работы сразу на всех направлениях – от гособоронзаказа до коммерческого судостроения – несколько опрометчиво. Стабильных контрактов, которые можно было бы использовать как источник средств для модернизации производства и подготовки кадров, не было.

Что же касается возможности назначения на ОСК гипотетической команды управленцев, склонной к гениальным прозрениями и безошибочным действиям в условиях дефицита ресурсов, то, как в подобном случае телеграфировал на фронт товарищ Сталин, "Гинденбургов у меня для вас нет".

Поэтому с военным судостроением придется худо-бедно мириться: альтернатив нет, а если и есть, то проще и дешевле довести до ума имеющиеся производства со всей их кооперацией. А вот коммерческие заказчики проволочки уже терпеть не готовы, и началось все с государственных добытчиков углеводородов – самых обеспеченных деньгами и административным ресурсом.

Рогозин: строительство судоверфи в Приморье задержалось на 14 месяцевЗадержка при строительстве судостроительного комплекса "Звезда" в Приморье составляет 14 месяцев, для ускорения работы необходимо привлечение консорциума инвесторов, сообщил журналистам в понедельник вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
Ручное управление или пересмотр стратегии?

Позицию добытчиков, внятно выраженную Игорем Сечиным, поддержал и вице-премьер Рогозин. "Также предложение о том, что гражданское судостроение, возможно, перейдет на контроль "Роснефти". Для нас это благо, так как теперь можно будет полагаться не только на бюджет, но и на инвестиции", – заявил вице-премьер, добавив, что намерен вместе с Сечиным вылететь в Южную Корею для подбора проекту дальневосточных верфей стратегического инвестора.

Впрочем, Рогозин пошел еще дальше, указав, что такой подход можно будет распространить и на авиастроение. Это своего рода анонс интересных событий на будущее: ОАК тоже не монолитный монстр. По некоторым вопросам развития отрасли свое мнение имеет, например, госкорпорация "Ростех", которая в последнее время активизировала контакты с канадской фирмой Bombardier с целью создать в России собственное сборочное производство гражданских самолетов Q400.

Пока что трудно судить, чего в этих проектах будет больше: борьбы конкурирующих группировок элиты за расширение кормовой базы или начало открытого признания государством неэффективности огульной горизонтальной интеграции высокотехнологичных отраслей – во всяком случае, в части совмещения военной и коммерческой продукции.

Тем не менее, уже очевидно, что по целому ряду направлений тотальная отраслевая монополизация не дает того стимула к развитию, который неявно подразумевался при создании этих промышленных империй. Если этот факт привлек внимание руководства страны, то, возможно, в ближайшее десятилетие мы увидим вывод некоторых коммерческих проектов из-под крыла машиностроительных холдингов-гигантов – хотя бы только с точки зрения ускорения и удешевления их реализации.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала