Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) началось 16 августа 1897 года, она сыграла важную роль в развитии экономики Дальнего Востока и освоения новых территорий, а также укреплению отношений с Китаем.
Железнодорожная магистраль, спроектированная как южная ветка Транссиба и проходившая по территории Манчжурии, соединила Читу, Владивосток и Порт-Артур. Ее протяженность составила более 2,5 тысяч километров. Строительство железнодорожного пути послужило увеличению влияния Российской Империи на Дальнем Востоке. Позднее КВЖД послужила развитию как российской, так и китайской экономики.
Ниже приводится справочная информация.
В строительстве участвовали почти 200 тысяч китайских рабочих. На железной дороге было сооружено 1464 моста, крупнейший из них через реку Сунгари. Также было проложено девять тоннелей, из них два протяженностью более трех километров. 1 июля 1903 года состоялось торжественное открытие КВЖД, государству ее строительство обошлось в 152 тысячи рублей.
До революции КВЖД дала мощный толчок развитию Дальнего Востока России и Китая. С 1907 по 1911 годы по железной дороге перевозили хлеб, лес, чай и соль. Первоначальный объем перевозок составлял 27 миллионов пудов и уже через четыре года вырос почти до 75 миллионов. Доход от перевозок также вырос с 7 до 12 миллионов рублей.
В феврале 1950 года в Москве между СССР и Китайской Народной Республики был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Было заключено соглашение, по которому Советское правительство передало Китаю безвозмездно все свои права по совместному управлению КВЖД железной дорогой со всем ее имуществом.
По данным на 2012 год, в китайских железнодорожных расписаниях есть один поезд, проходящий по всей линии бывшей КВЖД на территории Китая. Пассажирский состав идет от Маньчжоули до Суйфеньхэ, проходя более полутора тысяч километров.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.