МОСКВА, 15 авг — Прайм. Потребители РФ в августе демонстрируют признаки экономической настороженности: снизились продажи товаров из категории "простые удовольствия", за исключением одного — шоколада, отмечают аналитики исследовательской компании "Ромир".
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Индекс "кофе с молоком", который рассчитывает "Ромир", включает в себя данные по динамике цен и объемам потребления кофе, молока, бутилированной воды и шоколада. Именно эти "простые удовольствия", по мнению исследователей, могут дать представление об экономической уверенности россиян.
Потребление бутилированной воды в июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 24%, кофе — на 11%, молока — на 8,5%. Повысилось лишь потребление шоколада — на 9%. Если снижение потребления воды эксперты объясняют прохладным июлем, то устойчивое снижение (на 18%) средней цены приобретения кофе с начала 2013 года означает, что россияне выбирают все более дешевые марки.
По наблюдениям экспертов, за год немного снизилась доля супермаркетов в продажах всех товаров, входящих в индекс, и выросла доля дискаунтеров и магазинов, торгующих через прилавок. Впрочем, все изменения в пределах 2-3 процентных пунктов, отмечают они.
Снижение индекса в целом в июле по сравнению с предыдущим месяцем составило 3,7%, что означает возврат к значению июля 2011 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс "кофе с молоком" снизился на 7,2%. Как отмечают эксперты, настолько сильное снижение индекса произошло впервые за весь шестилетний период наблюдений.
Впрочем, случайный это феномен или начало нового тренда покажут данные за август и сентябрь и говорить о потребительском унынии пока рано, заключают аналитики "Ромир".