Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Fringe-2013: русское кабаре и англо-шотландские баллады

Читать ria.ru в
Фестиваль искусств Fringe в этом году проходит в шотландском Эдинбурге со 2 по 26 августа. Как и полагается, на три недели город превращается в театральную площадку: актеры, акробаты, музыканты и комедианты, профессионалы и любители, используют для выступлений каждый свободный уголок - от больших залов до крошечных пабов. О самых интересных уличных выступлениях и серьезных театральных постановках - в репортажах проекта Weekend.

Наталия Григорьева

Фестиваль искусств Fringe в этом году проходит в шотландском Эдинбурге со 2 по 26 августа. Как и полагается, на три недели город превращается в театральную площадку: актеры, акробаты, музыканты и комедианты, профессионалы и любители, используют для выступлений каждый свободный уголок - от больших залов до крошечных пабов. О самых интересных уличных выступлениях и серьезных театральных постановках - в репортажах проекта Weekend.

Думаете, российские артисты и театры не участвуют в фестивале? Это не так: каждый год в программе обязательно можно отыскать выступления соотечественников, не всегда, правда, известных на родине. Как, например, труппа "черноеНЕБОбелое". Москвичи привезли на Fringe-2013 спектакль "Омега" (Omega). В России этот театр, созданный в 1988 году Дмитрием Арюпиным и Марчеллой Солтан, почти не известен, да и почти не выступает - весной 2013 года "На Страстном" был показан спектакль "ЕСМ", это выступление труппы стало первым за восемь лет. Зато "черноеНЕБОбелое" - постоянные гости и победители европейских фестивалей, таких как Fringe и Glastonbury. Новый спектакль театра - "Омега" - уже можно назвать одним из самых странных и смелых, даже для такой открытой для экспериментов площадки, как Fringe. Безумное кабаре, физический театр и цирк - все эти определения подходят, но вряд ли опишут в полной мере происходящее на сцене. Перед глазами зрителей, внутри выстроенного на подмостках шатра, один за другим появляются демонические персонажи, каждый со своим номером - двухголовый степист, человек-паук, лысая клоунесса и прочие, едва поддающиеся словесному описанию, чудеса природы. На них маски или макияж, превращающий лица в ужасающие гримасы, однако все дело в пластике и едва уловимом рисунке танца, мельчайших движениях этих изуродованных, словно выползших из самых темных уголков, созданий. Дирижер, оставив управление оркестром, разворачивается в зал и методично протыкает лицо-маску дирижерскими палочками, другая артистка, напротив, поворачивается к публике спиной, демонстрируя второе лицо на затылке, выгибая и заводя руки за спину, так, что через какое-то время забываешь, что это собственно спина. Местами забавное - артисты не забывают задействовать зрителей, выталкивая нескольких на сцену и забрасывая зал мячами для жонглирования, - местами болезненное и пугающее действо, заставляющее забыть, что за стенами большого зала с куполом, освещенным красным прожектором, - день. Но в каком-то смысле даже приятно покинуть это шапито, полное страхов и наваждений, неестественного света и скрежещущей, оглушительной музыки, при свете дня.

© Страница Blackskywhite Theatre в сети facebook

Спектакль театральной труппы "черноеНЕБОбелое"

Группа из пяти человек играет на крошечной сцене одной из бесплатных площадок Fringe спектакль под названием "Иллюзии адекватности" (Delusions of adequacy) - можно пройти мимо, однако мне повезло заглянуть. Частично стендап, частично скетч-шоу, частично напоминающее телевизионный ситком театральное представление начинается с похорон Энтони Бейтса - человека, по словам присутствующих, весьма никчемного. Нет, он еще не умер, только готовится и представляет, что именно так будет выглядеть прощание. А ведь когда-то Энтони считал себя выдающимся юношей, для которого и все девушки, и все друзья, и вся работа недостаточно хороши. Голоса в голове - их изображают не участвующие в сцене актеры, своего рода современный вариант хора в греческой трагедии - то и дело предлагают Энтони реально взглянуть на вещи, постепенно возвращая героя-мизантропа со всеми признаками комплекса Бога с небес на Землю. Из декораций - два стула, костюмы висят тут же на вешалке, актеры перевоплощаются в разных персонажей, не уходя за кулисы - стоит лишь набросить галстук или жилет. Этот любительский спектакль не уступает многим другим участникам фестиваля в плане актерского мастерства и драматургии - разве что площадка "подкачала", но с другой стороны не место красит человека, на "Фриндже" уж точно.

© РИА Новости, Наталия Григорьева

Участник фестиваля искусств Fringe в Эдинбурге

Кстати о местах: все основные сцены здесь расположены в центре города и недалеко друг от друга, так что с одного представления на другое иногда можно успеть добежать за несколько минут. Это, признаться, расслабляет, и поиски отдаленной сцены уже кажутся сложнейшим приключением, в результате которого можно попасть, к примеру, на настоящий поэтический вечер - The Bloody Great Border Ballad Project, что можно перевести как "Чертовски великий проект по созданию порубежной баллады". Порубежная баллада - жанр героической фолк-поэмы, зародившийся на границе Шотландии и Англии. Обеспокоенные грядущим референдумом по вопросу выхода Шотландии из состава Великобритании, артисты из разных уголков Соединенного Королевства, каждый вечер собираются в зале одного из театров на севере города, чтобы прочитать свои произведения, написанный на заданную тему в жанре баллады. Один из участников представляет, что будет через 20 лет после отделения, другая поэтесса приглашает зрителей сыграть в игру. Публика выходит на сцену, люди рассаживаются на полу и по очереди зачитывают доставшиеся им отрывки текста - на маленьких бумажках написаны реальные истории простых людей, по обе стороны границы. Помимо этого, участники проекта все вместе пишут еще одну балладу, каждый вечер новый автор добавляет новую главу, а припев под аккомпанемент приглашенных и также сменяющих друг друга каждый вечер музыкантов выводят на экран и исполняют хором со зрителями. Получается своеобразный воркшоп, попытка в реальном времени осмыслить через искусство происходящие на глазах социальные и политические изменения. Выходит чертовски хорошо.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала