15 августа юбилей у Алехандро Гонсалеса Иньярриту, одного из самых востребованных режиссеров Латинской Америки, первого мексиканца, номинированного на "Оскар" за режиссуру, любимца Канна и Венеции. Сложно поверить, но такое количество официальных "галочек" режиссеру поставлено всего за четыре фильма, а больше Иньярриту пока ничего миру не сказал. Проект Weekend разбирается в том, чем дорог этот мексиканский "золотник" и за что страдают его герои.
Строго говоря, в Мексике Алехандро Гонсалесу Иньярриту можно ставить памятник только за то, что он открыл миру Гаэля Гарсия Берналя, ныне главного экспортного независимого актера этой гордой латиноамериканской страны. В 2000 году Иньярриту, который ранее работал на телевидении, снял свой первый полнометражный фильм "Сука-любовь" с Берналем в одной из главных ролей, после которого кинокритики два раза подчеркнули красным фломастером в толстых блокнотах эти новые имена. Фильм получил более 50 различных кинонаград и был номинирован на "Оскар".
"Сука-любовь" — это три отдельные истории, причудливо переплетающиеся друг с другом, где действие одних героев косвенно влияют на судьбы других – этот прием позже стал визитной карточкой Иньярриту. Название фильма в оригинале звучит как Amores perros, где perros – собаки, которым в сюжете отведена особая роль. Герой Берналя — молодой человек Октавио мучается от болезненной страсти к жене своего брата и намерен увезти ее вместе с ребенком подальше от грязных трущоб и агрессивного мужа. Чтобы заработать на отъезд, он отправляет своего ротвейлера Кофи участвовать в собачьих боях.
Этот же пес появляется и во второй новелле – Октавио мчится на машине с раненой собакой на заднем сиденье и становится виновником аварии, которая ломает жизнь известной фотомодели. И в третьей истории, повествующей о бродяге, который мечтает о встрече с уже взрослой дочерью спустя годы скитаний, тоже можно увидеть этого четвероногого героя.
Конечно, "Сука-любовь" не тот фильм, сюжет которого можно пересказать на бумаге, да и у Иньярриту вообще нет подобных картин. Своих героев он сталкивает с жестокими испытаниями, а сам наблюдает со стороны, как они будут выпутываться.
"В "Суке-любви" герои забывают о своем божественном происхождении и уходят глубоко в свою животную природу, чтобы выжить и найти оправдание себе, своим решениям и их последствиям через боль, но всегда красиво, с большим достоинством смелостью и надеждой. Вот почему эти герои привлекательны и симпатичны — они могут быть не правы, но никогда не бывают несправедливы", — говорит режиссер.
Свой следующий фильм – "21 грамм" Иньярриту вновь собрал, как пазл — из человеческих судеб. Работу актеров в 2003 году отметили на Венецианском кинофестивале, а сам фильм проиграл "Золотого льва" "Возвращению" Звягинцева.
Кристин Пек (Наоми Уоттс) – бывшая наркоманка, которая сумела справиться с прошлым. Как и у героини "Суки-любви", жизнь Кристин делит надвое автомобильная авария, в которой гибнет вся ее семья – муж и маленькие дочки. Человек, сбивший их — Джек Джордан (Бенисио дель Торо), бывший заключенный, нашедший себя в вере. Став невольным убийцей, он вынужден или пересмотреть свои взгляды, или идти с Богом до самого конца. Третий герой, Пол Риверс (Шон Пенн), по стечению обстоятельств получает донорское сердце погибшего мужа Кристин. Он страдает от того, что его жизнь по сути продлена за счет несчастья Кристин, с которой у Пола завязывается серьезный роман.
Третья по счету картина "Вавилон" по структуре не отличается от первых двух, но – парадокс – не становится при этом отработанным материалом (подтверждением может служить каннский приз за режиссуру). Иньярриту вновь занимает теория хаоса, которая гласит, что изменения в одной плоскости ведут к непредсказуемым последствиям – как известно, взмах крыла бабочки может вызвать ураган на другом конце света. В одной из сюжетных линий режиссер сводит семейную пару американских туристов с целой культурой чужого народа – в героиню (Кейт Бланшетт) попадает шальная пуля, а ее муж (Брэд Питт) должен сделать все, чтобы добиться помощи в диком Марокко.
Выстрел, который произвел мальчик-пастух, стал причиной бед не только американской пары, но и множества других людей – самого мальчика и его семьи, няни-мексиканки, которая в Америке следит за детьми главных героев. Из-за случившейся трагедии женщина лишается выходных, но она не может пропустить свадьбу сына и решается увезти детей с собой — это нелегальное путешествие приводит к необратимым последствиям. Обе истории связаны с третьей линией повествования, действие которой происходит в Японии. Там живет глухонемая девушка-подросток, которая всеми доступными ей способами старается быть услышанной окружающим миром. Единственный, кто сочувствует девушке — полицейский, который пришел выяснить, как отец девушки связан с винтовкой, из которой спустя несколько лет и был произведен роковой выстрел.
"Я хотел снять фильм о том, что разъединяет людей, но когда впервые посмотрел полностью смонтированный фильм, я заплакал: понял, что снял фильм о том, что нас объединяет. И это стало для меня неожиданным и прекрасным откровением. Я увидел не японцев, марокканцев, мексиканцев или американцев. Я увидел людей, разделяющих одно чувство. Одну боль".
"Сука-любовь" — фильм о страсти, "21 грамм" — о потерях, а "Вавилон" — о надежде и сопереживании", — объясняет Иньярриту. Все три картины сняты нелинейно, в похожей стилистике и посвящены одной теме, поэтому их принято объединять в трилогию, хотя режиссер не очень любит делить свои фильмы на жанры. По словам Иньярриту, он впускает зрителей в жизнь своих персонажей, чтобы вместе понаблюдать за тем, как человек проявляет себя в сложной ситуации: "Чем серьезнее проблема, тем больше человек раскрывает душу. И ради того, чтобы это увидеть, стоит так мучить своих героев", — уверен режиссер.
Между тем, "Вавилон" — самый красивый его фильм – настоящее живописное полотно, многослойное, кадр за кадром, звук за картинкой – чего стоит только сцена в ночном клубе, когда зритель попадает в эту оглушающую тишину вместе с глухонемой девочкой. За эту "красивость" в духе Кар-Вая Иньярриту не раз подвергался критике. Режиссер с точностью до секунды знает, где зритель будет ошарашен, где стоит немного "отпустить", где, наоборот – "дожать": мол, слишком плоско все выверено, до последней эмоции – так, что искусство кажется дешевой подделкой. Но Иньярриту настроен философски: "Быть режиссером — значит быть воином, и проблемы не должны мешать работе".
Своего следующего героя режиссер принял решение "мучать" в одиночестве, концентрируя "воронку несчастий" над головой лишь одного человека. Речь идет о последнем на данный момент фильме Иньярриту – "Бьютифул" с Хавьером Бардемом в главной роли, который вышел в 2010 году и принес Бардему приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.
Действие ленты происходит в Барселоне. Главный герой — погруженный в криминальную деятельность городского дна разведенный отец двоих детей, который узнает о своей неизлечимой болезни. В течении двух с половиной часов он готовится к смерти, вспоминая рано умершего отца и улаживая последние дела на земле. Сам Иньярриту сравнивает своего героя с библейским Иовом, восстающим против бога, однако добавляет, что в этом фильме все же больше надежды, чем в предыдущих. По мнению Иньярриту, смерть главного героя, как и всех нас – это не катастрофа, а неизбежность, и самое главное – как следует к ней подготовиться.
"Путь к счастью — он в понимании: когда-нибудь мы уйдем в вечность, и по сравнению с этим ежедневные проблемы так незначительны, что не стоит из-за них расстраиваться. Поэтому мне хотелось в "Бьютифул" подойти к персонажу так близко, насколько это вообще возможно. Самый интимный момент в жизни — это смерть. Все мы так или иначе умираем в одиночестве. А я хотел быть рядом с Ушбалем в этот момент".
"Бьютифул" стал для режиссера попыткой показать, на что он способен после трех успешных, но построенных по одному принципу фильмов. "Мне ужасно хотелось попробовать наконец-то сделать нормальный фильм, без жульничества и игр со зрителем. Один город, одна точка зрения, одна история, снятая на моем родном языке, — все в открытую, за сложной сюжетной структурой не спрячешься", — признает Иньярриту.
Еще одна попытка "отмыться" от прилипшего жанра намечена на 2014 год – режиссер внезапно снимает комедию. Лента "Бердман" расскажет об актере, когда-то сыгравшем классического супергероя, а теперь участием в бродвейской постановке пытающемся вернуть былую славу. Уже известно, что в картине сыграют Майкл Китон, Андреа Райзборо, Наоми Уоттс, Эдварт Нортон и Зак Галифианакис.
"Мне понравилось делать что-то принципиально новое — у меня теперь масса прекрасных идей на будущее".
Подготовила Елена Костомарова