МОСКВА, 14 авг — РИА Новости. Дизель-электрическая подводная лодка "Синдуракшак" проекта 877 ЭКМ в ночь на среду затонула в индийском порту Мумбаи, после того как на ее борту прогремел взрыв и возник пожар. По сообщениям местных СМИ, погибли несколько моряков индийских ВМС. Представителей российской стороны на лодке не было.
Источники РИА Новости в оборонно-промышленном комплексе говорят, что выводы о причинах ЧП на лодке пока делать рано. Известно лишь, что лодка была полностью загружена боезапасом и готовилась к выходу на боевое дежурство. Эксперты убеждены, что лодки данного типа являются абсолютно безопасными при грамотной эксплуатации, и уверены, что инцидент с ПЛ "Синдуракшак" не должен оказать негативного влияния на уровень военно-технического сотрудничества России и Индии.
Пожар застал врасплох
После взрыва подлодка затонула; внутри нее могли находиться около 18 человек. На место инцидента прибыл главком ВМС адмирал Девендра Кумар Джоши, туда же направился глава Минобороны Аракапарамбил Энтони. Министр сообщил, что взрыв "унес жизни нескольких моряков ВМС Индии".
По данным зарубежных СМИ, в настоящее время власти "прилагают усилия для обеспечения безопасности" людей, заблокированных в подлодке. Пожар на борту удалось локализовать. Одновременно с этим руководство страны сформировало комиссию для расследования причин взрыва на подводной лодке. Адмирал Джоши будет руководить действиями созданной ВМС комиссии для расследования обстоятельств происшедшего. В официальном заявлении ВМС Индии говорится о том, что "вскоре после полуночи 14 августа на борту "Синдуракшак" произошел взрыв, а затем — крупный пожар".
Россия готова помочь
Российские специалисты готовы оказать индийской стороне любую техническую помощь в расследовании происшествия, сообщил РИА Новости в среду представитель центра судоремонта "Звездочка".
"Нам неизвестно, будут ли включены российские специалисты в состав комиссии по расследованию причин ЧП на подлодке. Однако мы готовы оказать всестороннюю техническую помощь в расследовании этого происшествия, а также, если понадобится, при последующей дефектации подлодки", — подчеркнул представитель судоремонтного предприятия.
"Контракт на средний ремонт и модернизацию лодки мы подписали в июне 2010 года, а сдали ее в январе 2013-го. В ходе ремонтных работ на лодку был установлен новый ракетный комплекс "Клаб" и ряд систем иностранного производства, в том числе индийского. Это системы навигации, связи, холодильная установка, аккумуляторы. На энергетической установке лодки проводились работы, предписанные регламентом ремонта", — сообщил собеседник агентства.
Российских представителей на борту "Синдуракшака" во время взрыва не было по той причине, что лодка уже готовилась к боевому дежурству, пояснил РИА Новости источник в оборонно-промышленном комплексе. "Лодка готовилась к выходу на боевое дежурство, и необходимости присутствия российской технической группы сопровождения на корабле уже не было", — сказал собеседник агентства. Информацию о том, что на лодке нет россиян, подтвердило и посольство России в Индии.
Выводы делать рано
Сейчас известно, что подлодка "Синдуракшак" была в момент инцидента "полностью вооружена", и пожар привел к детонации торпед и ракет на ее борту, сообщил телеканал NDTV со ссылкой на источники в Минобороны Индии.
Эксперты, опрошенные РИА Новости, говорят о том, что дизель-электрические подводные лодки проекта 877 ЭКМ, которые являются идентичными индийской подлодке "Синдуракшак", затонувшей после взрыва в порту Мумбаи, при грамотной эксплуатации являются абсолютно безопасными для экипажа, а их боезапас имеет тройную степень защиты и сдетонировать не может.
"Дизельные лодки 877 проекта "Варшавянки", лодки 641 проекта на сто процентов безопасны, если не брать человеческий фактор. В их энергетических установках стоят надежные дизеля, они очень неприхотливые в эксплуатации и требуют лишь своевременных планово-предупредительных ремонтов и осмотров. Дизель-электрическая подлодка без всяких вопросов будет эксплуатироваться в любых широтах — южных в том числе. Я на этих лодках четыре раза ходил в Индийский океан от 8 до 12 месяцев, и не было никаких проблем", — сообщил РИА Новости капитан первого ранга запаса, бывший старший специалист по электромеханической части Тихоокеанского флота Александр Литвинчук.
Боезапас, загруженный в подводную лодку, не мог сдетонировать "ни в коем случае", отметил эксперт. По его словам, он имеет три степени защиты. "За все время эксплуатации "Варшавянок" с 1980-х годов у нас не было с ними ни одной серьезной аварии", — подчеркнул собеседник агентства.
"Конечно, у каждого механизма есть уязвимое место, и для дизель-электрической лодки таким местом является аккумуляторная батарея — два аккумуляторных блока по 122 элемента в каждом. При нормальной эксплуатации она не представляет угрозы. Но при неправильном вентилировании происходит накопление водорода до четырех процентов. Тогда может произойти взрыв водородной смеси", — добавил офицер.
Взрыв не помешает ВТС
Какие бы причины ни выявили в ходе расследования, инцидент с подводной лодкой не должен оказать негативного влияния на уровень военно-технического сотрудничества России и Индии, считает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
Он согласен с мнением, что техническая неисправность субмарины не могла стать причиной этого ЧП. "Лодки этого проекта исключительно надежны, эксплуатируются во многих военных флотах мира и зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны", — пояснил собеседник агентства.
"Что касается возможных причин этого инцидента — скорее всего, это нарушение правил эксплуатации или техники безопасности со стороны экипажа. Также возможны действия какой-то террористической ячейки, которая могла либо завербовать члена экипажа, либо совершить внешний теракт, — в любом случае, я думаю, что этот инцидент к технике никакого отношения не имеет", — отметил эксперт.