МОСКВА, 14 авг — РИА Новости, Ольга Липич. Русская православная церковь отмечает в среду Медовый спас и начало двухнедельного Успенского поста, в храмах в этот день пройдут торжественные богослужения с освящением меда.
Медовым спасом в народе прозвали день, объединяющий сразу три больших церковных праздника — Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а также Крещения Руси, которое состоялось 1025 лет назад.
Торжества
Торжество 14 августа в честь Спаса и Богородицы установлено в память о том, как в этот день в 1164 году святой князь Андрей Боголюбский, выставив перед своим войском крест и Владимирскую икону Богородицы, разбил противника — волжских булгар.
Праздник Происхождения древ Креста Господня пришел на Русь из Константинополя, где, по свидетельству историков, он был провозглашен не позже IX века. Накануне торжества из императорского дворца в храм Софии-Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова. При этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель — до праздника Успения Богородицы — святыню носили по городу, служа литии для освящения различных мест и избавления от болезней.
В наши дни, по церковным канонам, 14 августа во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии — крестный ход на воду. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе "спасами", — "Мокрый" или "Медовый".
Примечательно, что в Русской православной церкви этот праздник соединился с воспоминанием о Крещении Руси в 988 году. Известие о дне Крещения сохранилось в хронографах ХVI века, где сказано: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1" (по новому стилю — 14 августа).
Пост
В этот же день начинается Успенский пост, названный так в честь праздника Успения (перехода из жизни земной в жизнь вечную) Пресвятой Богородицы (28 августа), которым он завершается.
Указание на Успенский пост встречается в беседе святителя Льва Великого (V век): "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)".
Святой Симеон Солунский (XV век) пишет, что "пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном". "А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас", — призывал святитель.
По его словам, в дни Успенского поста также необходимо размышлять о смысле двух больших церковных праздников, которым предшествует его начало: Преображения Господня и Успения Богородицы.