Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

12 лет из телевизионной жизни Штирлица

11 августа исполняется 40 лет телефильму Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". О том, как телеканалы показывали его последние 12 лет, рассказывает Арина Бородина.

40 лет назад, 11 августа, зрителям впервые показали по телевизору телефильм "Семнадцать мгновений весны". Это один из самых (если не самый) популярных советских телевизионных сериалов, ставший абсолютной классикой отечественного кинематографа. О том, как и сколько раз с 2001 года выходил в эфир этот легендарный фильм Татьяны Лиозновой, снятый по одноименному роману Юлиана Семенова о семнадцати мгновениях весны 1945-го и его главном герое — Штирлице, рассказывает обозреватель Арина Бородина.

"Штирлиц идет по коридору", "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться", "Цветочная улица, дом 9", "Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха…" и еще десятки фрагментов мог не слышать разве только тот, кто не включал телевизор больше 40 лет. 

Конечно, за эти годы "Семнадцать мгновений весны" показывали бесчисленное количество раз. Выросло уже несколько поколений, смотревших этот фильм. Смотрят его и сейчас. 

Впрочем, официальная статистика количества телепоказов Штирлица, согласно данным компании TNS Russia, доступна только за последние 12 лет: с 2001 года по настоящее время.

С 2001 года "Семнадцать мгновений весны" вышел в эфир 32 раза! Единственный год, когда фильм Татьяны Лиозновой вообще не показывали — 2004-й. Зато в 2002-м, 2008-м и 2012-м Штирлиц шел по четыре раза в год на разных телеканалах. В среднем же телесериал зрители могли видеть хотя бы раз в год.

Сколько раз показывали Семнадцать мгновений весны за последние 12 лет
Сколько раз показывали "Семнадцать мгновений весны" за последние 12 лет

"Семнадцать мгновений весны" показывали не только к 9 мая или 23 февраля. Его ставили в эфир и осенью, и в разгар лета, и даже, например, как канал "Звезда", на новогодних каникулах, начиная с 1 января. Классика жанра не зависит от памятных дат.

У фильма Татьяны Лиозновой, выражаясь современным языком, довольно сложный формат: 12 серий разной продолжительности — в среднем 1 час 20 минут. Это сегодня большинство сериалов имеют жесткий формат: 56 минут. И поэтому с точки зрения программирования, особенно для больших телеканалов, это было проблемой. Но варианты показа находились всегда самые разные. Довольно часто "Семнадцать мгновений…" показывали весь целиком в течение дня. И тогда для многих зрителей, пусть и пересматривающих его по 125-му разу, день был потерян. Бросить смотреть Штирлица, когда серия идет одна за одной, очень трудно. Мне так вообще невозможно…

Одним из первых на российском телевидении показ-марафон "Семнадцати мгновений…" придумал канал ТВ-6, которого больше нет в эфире. Когда-то, в середине 1990-х, они любили показывать Штирлица 7 или 8 мая. Именно так фильм шел на НТВ и на той же "Звезде".

Но чаще "Семнадцать мгновений…" выходил по две серии за вечер, иногда с двумя повторами за сутки. И в какое время его только не показывали! И утреннее, и дневное, и вечернее. И даже глубокой ночью. "Семнадцать мгновений…" шли в эфире и с 23.30 до 5 утра, и с полуночи до 3.00. И это тоже "Звезда". 

Кадр из фильма Семнадцать мгновений весны
Как у Штирлица появился партнер по шахматам и другие секреты фильмаСериал о разведчике Максиме Максимовиче Исаеве - или Максе фон Штирлице - вошел в историю советского кино, а реплики его героев превратились в популярные цитаты и вдохновили народную молву на создание анекдотов. О том, как снималось легендарная лента, читайте в материале РИА Новости.
Вообще канал Министерства обороны вполне логично является абсолютным рекордсменом показа "Семнадцати мгновений…". На "Звезде", начиная с 2008 года, телефильм показывали 9 раз! Шесть раз с 2001 года фильм вышел на НТВ. И это весьма примечательно, если учесть нынешнюю сериальную и кинотематику канала. Пять раз "Семнадцать мгновений…" выходили на канале "Россия 1". В 2009-м именно здесь вышла цветная, сокращенная версия фильма, о которой чуть позже. Четыре раза Штирлица показывал канал "ТВ-3", три — "Пятый канал", два — "ТВ Центр", по одному разу "Домашний", РЕН ТВ… и ТНТ! И вот это, пожалуй, одно из самых неожиданных программных решений. 

ТНТ показывал "Семнадцать мгновений весны" в октябре 2002 года. И не просто так, а в самый прайм-тайм, с 21.30 до половины первого ночи (по несколько серий за вечер). Правда, тогда это еще был другой ТНТ, без "Дома-2", "Камеди Клаб" и "Битвы экстрасенсов". Сейчас, даже при очень смелой фантазии, невозможно представить Штирлица в разгар вечера на ТНТ. 

За 12 лет главный фильм Татьяны Лиозновой из крупных федеральных каналов не выходил только на "Культуре" и на "Первом канале". Что касается "Первого", то это тоже неожиданно. Скорее всего, была проблема с правообладателями и программным решением.

В августе 1973 года, когда "Семнадцать мгновений…" впервые вышел на советские экраны, несмотря на лето, его одновременно посмотрело примерно от 50 до 80 миллионов зрителей.

Кадр из фильма Семнадцать мгновений весны
"Семнадцать мгновений весны". Кадры, ставшие легендой.

Нынешний количественный состав российских телезрителей, конечно, и близко не сможет сравниться с советской статистикой тех лет. За последние 12 лет самым массовым просмотром была цветная версия "Семнадцати мгновений…" в 2009-м году на канале "Россия 1". Было понятно, что зрителям хотелось понять, как же раскрасили фильм, что в нем изменилось. Эффект ожидания вылился в аудиторию численностью около четырех миллионов человек. Это официальные данные TNS Russia среди всех зрителей страны старше 18 лет. В реальности, конечно, было побольше. Но до 50 млн человек во времена СССР все равно очень далеко. 

На втором месте по численности зрителей Штирлица — тоже канал "Россия", но с показом в 2003 году. Тогда в начале февраля "Семнадцать мгновений…" показывали здесь дважды в день: с 9.30 до 11.00 и в лучшее вечернее время — с 21.15 до 23.15. Аудитория телефильма составила около 2 миллионов человек. Ну а замыкает тройку лидеров за последние 12 лет по количеству телезрителей канал НТВ. Показ фильма в 2005 году 10 мая (тогда он шел в эфире с 7 утра до половины второго ночи) собрал у экранов полтора миллиона человек старше 18 лет.

 В 2009-м, задолго до первого показа, началась раскрутка цветной версии "Семнадцати мгновений…". И рекламная кампания, и сам показ тогда шли под слоганом "’Семнадцать мгновений весны’. Возвращение легенды!". Легенда из черно-белой превратилась в цветную и вернулась в сокращенном виде в эфир государственного канала "Россия 1" 4 мая. Сериал показывали в прайм-тайм, с 21.00 до 23.00 по две серии за вечер. Даже по продолжительности времени показа видно, что фильм был перемонтирован и уложен в формат современного сериала. Каждую серию не только раскрасили, но и сократили в среднем почти на 25% экранного времени. 

Нетрудно догадаться, что при таком существенном сокращении из легендарного телефильма исчезали не только хроникальные кадры второй мировой войны, куски авторского текста, который читает Ефим Копелян (эта звуковая дорожка в обновленной версии также стала несколько иной), но и целые диалоги. А в таком фильме, где каждая пауза наполнена смыслом, это меняло и стилистику картины и, конечно, влияло на ее суть. Например, в шестой серии исчез довольно примечательный разговор фрау Заурих со Штирлицем о будущем Германии в конце войны. В первой вырезали слова Копеляна в эпизоде, когда Штирлиц приехал домой, а за кадром звучало знаменитое — "он любил это время года". В цветной версии "Семнадцати мгновений…", в частности, сократили диалоги пастора Шлага и агента Клауса, урезали разговор Штирлица в поезде с генералом, которого играет Николай Гриценко, эпизод, где радистку Кэт в больничной палате под видом страхового агента опрашивает сотрудник гестапо…

Кадр из фильма Семнадцать мгновений весны
"Семнадцать мгновений весны". Кадры, ставшие легендой.

Были и совсем уж вопиющие вещи. Поскольку титры к обновленной версии делали новые, то в первых сериях фамилия Юрия Визбора, который, как известно, сыграл в фильме Татьяны Лиозновой Бормана, была написана так: Визборг. Но зрители это заметили, на канале быстро отреагировали, и уже в последующих сериях титры исправили, и фамилия Визбора была написана правильно.

Кадр из фильма Семнадцать мгновений весны
Штирлиц, агент национального подсознанияГерой Вячеслава Тихонова соединяет в себе то, о чем мечтали советские мужчины и женщины, объясняет Алена Солнцева.
Реакция на цветную версию была разная, в том числе и среди создателей. От заинтересованности до полного неприятия. Что касается зрительского отклика, если судить по рейтингам, то цветную версию "Семнадцати мгновений…" в 2009 году смотрели активно только в самом начале. Если в первый день показа общероссийская доля аудитории составила 23,5% с рейтингом около 9% (это весьма высокий показатель для мая), то уже следующую серию смотрело около 20% аудитории. Дальше еще чуть меньше. То есть количество зрителей от серии к серии постепенно понемногу сокращалось. В среднем же фильм посмотрело от 18 до 20% зрителей. 

В декабре этого же года канал "Россия 1" еще раз показал цветную версию "Семнадцати мгновений…", но уже в дневное время по одной серии (в интервале с 15.00 до 16.00), и доля аудитории уже была заметно ниже. В том числе и с учетом выбранной линейки. В среднем тогда сериал посмотрело немногим более одного миллиона человек. 

С 2009 года цветную версию "Семнадцати мгновений весны" в эфире больше не показывали. 

В последний раз фильм выходил совсем недавно и снова на "Звезде": с 13 по 15 июля. Штирлица показывали по несколько серий в день. И снова с вечера до утра. 

Осенью 1998 года на НТВ в цикле "Новейшая история" вышел фильм Леонида Парфенова "Семнадцать мгновений весны. 25 лет спустя". Тогда впервые о фильме подробно рассказывали его создатели, актеры, в нем снимавшиеся, и те, кто консультировал и давал санкцию на то, чтобы такой телесериал появился в СССР. Еще была жива Татьяна Лиознова, именно с разговора с ней начинался парфеновский фильм.

11 августа на "Первом канале" в 12.15 покажут новый документальный фильм "Семнадцать мгновений весны. Последний дубль". Спустя 40 лет зрители увидят места, где проходили съемки картины Татьяны Лиозновой и где развивались реальные события. В документальном фильме прозвучат истории о том, что не вошло в "Семнадцать мгновений…", кто мог там сняться, какими были прототипы главных героев. Многие из этих деталей хорошо известны, о каких-то станет известно впервые. О своей работе в "Семнадцати мгновениях…" расскажут Олег Табаков, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Элеонора Шашкова, Светлана Светличная, Алексей Сафонов… 

Спустя 40 лет, 11 августа 2013 года "Семнадцать мгновений весны" не выйдет в эфир ни на одном канале. Но ждать 33-го показа за последние 12 лет осталось недолго.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала