Рейтинг@Mail.ru
Отрывок из первой книги Леонида Парфенова в серии "Российская империя" - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отрывок из первой книги Леонида Парфенова в серии "Российская империя"

© Фото : предоставлено pr-службой издательства "Эксмо"Леонид Парфенов "Российская империя", издательство "Эксмо", 2013
Леонид Парфенов Российская империя, издательство Эксмо, 2013
Читать ria.ru в
Дзен
Книга Леонида Парфенова "Российская империя. Петр I. Анна Иоанновна. Елизавета Петровна" - первая из серии, посвященной династии Романовых и охватывающей период с XVII по XX века - выйдет в издательстве "Эксмо" в начале сентября. Начинается она с рассказа о юных годах будущего великого императора Петра I и завершается описанием Семилетней войны, состоявшейся при правлении Елизаветы Петровны. Проект Weekend публикует отрывок из этой книги.

Книга Леонида Парфенова "Российская империя. Петр I. Анна Иоанновна. Елизавета Петровна" -  первая из серии, посвященной династии Романовых и охватывающей период с XVII по XX века -  выйдет в издательстве "Эксмо" в начале сентября. Начинается она с рассказа о юных годах будущего великого императора Петра I и завершается описанием Семилетней войны, состоявшейся при правлении Елизаветы Петровны. Проект Weekend публикует отрывок из этой книги.

Глава 3

Начало Северной войны

В Москву Петр приехал, когда стрелецкий бунт был уже подавлен и виновные наказаны. Следствие вел свирепый правитель князь Ромодановский, однако Петр считает, что не дознались главного: кто подстрекатель, кто науськивал Немецкую слободу спалить, кто придумал, что царь за границей умер.

Князь Борис Иванович Куракин (1676-1727) так характеризовал Ромодановского: "Сей князь был характеру партикулярнаго; собою видом, как монстра; нравом злой тиран; превеликой нежелатель добра никому; пьян по вся дни; но его величеству верной был так, что никто другой".

"Министр кнута и дыбы" вновь принимается за работу: строит четырнадцать новых пыточных камер, где с пристрастием допрашивают полторы тысячи человек. По собственным словам Ромодановского, он "непрестанно кровьми омывался". Петр лично присутствует при пытках и слышит то, что и ожидал: глава заговора - его сводная сестра, царевна Софья, заточенная им в Новодевичий монастырь. Записки стрельцам она посылала через богомолок.

Утро стрелецкой казни - это утро 1 октября 1698 года по старому стилю. Сто сорок четыре стрельца привезли на Красную площадь и повесили на бревнах, протолкнутых между зубцами кремлевских стен. Кремль был обвешан этими страшными гирляндами - по двое казненных стрельцов на каждом бревне, а внизу дико голосит родня. Этому дню русской истории посвятят по картине оба главных русских художника-классика Василий Суриков и Илья Репин. "Утро стрелецкой казни" Сурикова даст название событию. Анна Ахматова, сравнивая свою участь с участью жен стрельцов, напишет в своей поэме "Реквием":

Буду я, как стрелецкие жёнки,

Под кремлевскими башнями выть.

Заточение в монастырь - предельное наказание для царевны, ухудшить положение Софьи Петр не может. Но у Новодевичьего монастыря стрельцов тоже казнят, а одного повесят перед окном Софьиной кельи, как это изображено Ильей Репиным (см.стр. 56).

На Западе у Петра была "стажировка с погружением" - когда чужой уклад жизни усваивают до мелочей. Вернувшись из Великого посольства, он приступил к европеизации русского образа жизни, и первым объектом изменений стало лицо его подданных. На приеме в Преображенском дворце Петр собственноручно резал бороды боярам.

© Предоставлено pr-службой издательства "Эксмо"

Иллюстрация к книге Леонида Парфенова "Российская империя", издательство "Эксмо", 2013

Подавив внутреннее сопротивление, Петр двинулся на врагов внешних. Однако Северную войну Россия начала, будучи совершенно неподготовленной даже по меркам отечественной истории. Плана кампании не существовало - Петр потом признавал, что он выступил в поход как слепой.

Цель похода - Нарва - была впервые завоевана русскими еще при Иване III. Тогда на другой стороне реки Наровы поставили крепость Ивангород. Две возвышающиеся друг против друга твердыни и поныне служат символом противостояния Востока и Запада. Ивангород - это еще Россия, Нарва - это уже Эстония.

Большинство солдат в русской армии - новобранцы, не доверяющие командирам-иноземцам. Союзники вообще никудышные: у выборного польского короля Августа II мало власти, Дания вышла из коалиции в самом начале войны. Противник - Швеция, в состав которой входили также Финляндия и страны Балтии, ведущая военная держава с отчаянно задиристым восемнадцатилетним Карлом XII во главе.

Артиллерийский обстрел Нарвской крепости вели две недели, пока не кончились запасы пороха и ядер. Многие пушки оказались дурно изготовленными, они выходили из строя после трех-четырех выстрелов. Порох тоже был плох: часть ядер вовсе не долетала до крепости, а те, что долетали, били несильно. Брешь в стене Нарвы русские проделать не смогли.

По непролазным дорогам невозможно было подвезти ни боеприпасы, ни продовольствие, а Карл подкрался незаметно и учинил полный разгром, причем командующий русской армией наемный генерал фон Круи сдался первым, а бывшие потешные полки оказались единственными, кто не побежал. "Нарвская конфузия" стоила России трети войска и всей артиллерии.

© Предоставлено pr-службой издательства "Эксмо"

Иллюстрация к книге Леонида Парфенова "Российская империя", издательство "Эксмо", 2013

В Стокгольме по случаю победы под Нарвой было выпущено несколько памятных медалей. На одной из них изображался стоящий на пьедестале Карл XII, а к пьедесталу были прикованы русский, датчанин и поляк; на другой медали был отчеканен вооруженный дубиной Геракл, попирающий Цербера, с надписью "Tres uno contudit ictu" ("Убил троиходним ударом").

Петр, не падая духом, собирает новые полки, а на новую артиллерию велел конфисковать четверть всех монастырских и церковных колоколов. Так удалось собрать полторы тысячи тонн меди. Нарва все же была взята русскими войсками в августе 1704 года.

За эту знаменитую крутую меру - переплавить колокола на пушки - Петра очень любила советская историческая наука. В поступке царя видели что-то богоборческое, почти атеистическое - бесполезные вроде бы колокола превратить в полезное оружие, все для фронта, все для победы. По иронии судьбы советские историки смотрели на Петра так же, как и религиозные фанатики его времени, считавшие, что только антихрист способен на такое кощунство.

На самом деле Петр был глубоко верующим человеком, любил службы, даже сам пел на клиросе. Но одно дело для него вера, а другое дело - Церковь, ее имущество и ее иерархи. Для Петра Церковь - учреждение, подлежащее реорганизации, как и все остальное на Руси. Он упразднил патриаршество и стал управлять Церковью бюрократически, самолично назначая обер-прокурора Святейшего Синода. Император - это абсолютная полнота государственной власти, и никакой стесняющей ее власти духовной он не потерпит. Петр очень хорошо различал, что богово, а что его, кесарево - и больше ничье.

Отрывок предоставлен издательством "Эксмо".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала