Рейтинг@Mail.ru
Рождение музыки из духа повседневности, или На чем играют в Индии - РИА Новости, 06.08.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коллаж самолет Туризм
Туризм

Рождение музыки из духа повседневности, или На чем играют в Индии

Читать ria.ru в
Дзен
Музыка в Индии стала считаться священной задолго до того, как в Европе она превратилась в часть обряда в христианских церквях. Да и первую, отличную от привычной нам систему нотной записи придумали жители долины реки, давшей название всему субконтиненту - Инд.

Галерея музыкальных инструментов в Sangeet Natak Akademi — не самый известный музей в Дели, но его куратор доктор Джайант Чаудхри считает, что такой коллекцией мог бы гордиться любой музей мира. По его словам, многие инструменты, представленные здесь, известны только специалистам, и даже большинство индийцев никогда о них не слышали.

В самом деле, струнные инструменты в форме рыбы или павлина с настоящими роскошными перьями, инструменты из овощей, раковин, кухонных горшков, какая-нибудь сложная арфоподобная конструкция или тем более инструменты, обтянутые человеческой кожей, покажутся одинаковой экзотикой жителям Питера и Ченнаи. Но именно от этих древних и средневековых тыковок со струнами и их экзотических духовых ровесников, часто простых и даже грубых, происходят благородные классические инструменты, которые слушают в концертных залах по всему миру.

В галерее академии собрано около 600 музыкальных инструментов. В постоянной экспозиции — более 200 редких экспонатов. Коллекция служит прежде всего интересам студентов и ученых — об экспонатах пишут курсовые и дипломы, статьи и книги.

© Фото : Sangeet Natak AkademiДеваляй-сангу
Деваляй-сангу

Из рук Сарасвати

Пожалуй, один из самых знаменитых инструментов — вина, на ней играет сама богиня Сарасвати, жена одного из трех верховных богов индуизма — Брахмы. Именно эта богиня, покровительница искусства и образования, как утверждают индийцы, подарила людям и музыку, и музыкальные инструменты.

Музыка в Индии стала считаться священной задолго до того, как в Европе она превратилась в часть обряда в христианских церквях. Да и первую, отличную от привычной нам систему нотной записи придумали жители долины реки, давшей название всему субконтиненту — Инд (которая теперь течет по территории Пакистана).

Вина — классический инструмент, на котором до сих пор играют в Индии. Существует множество разновидностей вин, и все они чем-то напоминают европейскую лютню. В галерее можно увидеть очень старые вины: длинное древко одной из них сделано из древесины хлебного дерева и заканчивается изображением змеи, а древко другой опирается на настоящие тыквы-резонаторы. На ней пять главных и 14 "вспомогательных" струн.

Вину, как и родственный ей ситар (этот инструмент тоже до сих пор встречается в разных видах, но на концертах индийской музыки чаще всего используется ставшая классической стандартизированная версия ситара), любили The Beatles и другие известные рок-музыканты. Так, Джордж Харрисон сыграл на ситаре мелодию в знаменитой битловской песне "Норвежский лес", а потом даже стал учеником известного ситариста Рави Шанкара. После организованного Харрисоном концерта в поддержку только что образовавшегося государства Бангладеш, где участвовал и Рави Шанкар, в мире, наверное, не осталось ни одного поклонника рок-музыки, который бы ничего не знал об этом традиционном индийском инструменте.

Благодаря другому известному музыканту Алле Ракхе в мире узнали и барабаны-табла. Элементы индийской музыки в своих композициях также использовали The Rolling Stones, the Move, Incredible Sting Band, Grateful Dead и Asian Underground. А джазовые музыканты Джон Колтрейн, Майлз Дэвис, Джон Маклафлин даже привлекали к записи своих альбомов индийских исполнителей.

Происхождение видов

Но не менее интересны инструменты, совсем неизвестные за пределами Индии. В некоторых местах здесь до сих пор исполняют танцы, сопровождаемые чем-то вроде визгов и скрипов, напоминающих древний охотничий клич. Ритм и мелодия этих звуков оставляют непростое впечатление, мало кто даже назовет это звучание музыкальным. Но, как говорят эксперты из галереи, и высокая музыка, и благородные музыкальные инструменты часто происходят вовсе не от божественного гласа, их корни следует искать в простых занятиях, в совершенно немузыкальных традициях.

Так, многие исследователи уверены, что звуки арфы и лиры происходят от звуков звенящей на охоте и в бою тетивы лука, а в медиаторе видят эволюционировавший наконечник стрелы. Индийские эксперты обосновывают это, ссылаясь на древние индийские эпосы, например "Рамаяну". Демон Равана начал свой бой против Рамы гордыми словами о том, что Рама не обладает его великолепными навыками ведения войны: "Я заиграю на вине моего боевого лука, медиатором моей стрелы, и сердца моих врагов станут трепетать, и враги мои разбегутся в смятении".

А вот еще интересная теория о происхождении индийского музыкального инструмента. В древности добывали огонь, взяв бамбуковую палку с бороздками на поверхности и энергично вращая ее бамбуковой же веткой. Это приспособление превратилось в некий музыкальный скребок, известный во всей Индии под разными названиями — коккара, гаргара, руга-брэйа или скокти-вадья — и используемый в народных танцах.

© Flickr / Chase O'BlackЕго величество ситар
Его величество ситар

Еще проще, кажется, в музыкальные инструменты превращалась посуда: всякие горшки, плошки и прочая утварь. Их переворачивали и превращали в барабаны. Таким путем и появились барабаны-табла. А грубые металлические стучащие друг о друга тарелки для еды, превратившиеся в довольно распространенный народный музыкальный инструмент, наводят на мысль о литаврах, а если по ним стучали веточками, то сразу вспоминаются современные ударные установки.

Интересно, что некоторые простые музыкальные инструменты помогали, а некоторые и до сих пор помогают людям трудиться: рабочие (занимающиеся ремонтом, прессованием, штамповкой) часто поют, придерживаясь ритма, который им задают тарелки, эволюционировавшие в музыкальный инструмент диммас (дхиммас).

Раковина моллюска входит в ансамбль музыкальных инструментов в штатах Керала, Карнатака и Орисса — в них трубят. Такие раковины могут иметь военное назначение, когда в них гудят в знак начала битвы или победы. Индуисты используют такие духовые инструменты во время богослужений. А ансамбль инструментов панча-вадья, состоящий из традиционных трубы, гонга, барабанов, гобоя и звучащих раковин, даже считался символом власти. Если местный феодал проигрывал войну, по обычаю он должен был прежде всего отдать победителю свой панча-вадья.

Некоторые инструменты даже используют в битве за урожай. Здесь верят, что насекомые, поедающие зерно, слышат звук бамбуковых погремушек и трещоток и собираются вокруг инструментов, где их легко поймать.

Материал древних музыкальных инструментов может многое рассказать о растительном и животном мире тех мест, где они были сделаны. Виды деревьев и бамбука говорят нам о флоре, а кожа, из которой выполнено покрытие, — о фауне: оленях, коровах, буйволах, крокодилах и игуанах. Археологи, историки искусства, лингвисты, этнографы, музыковеды, ботаники и зоологи многие годы работают в музее музыкальных инструментов в Sangeet Natak Akademi рука об руку.

© Flickr / dalberaБарабаны-табла
Барабаны-табла

Редкие звуки

Фольклорные тексты нередко используются историками как источник знаний, в том числе и о музыкальных инструментах, в том числе с довольно мрачным прошлым. Так, индийским историкам музыки известна песня:

…Я увидел созревшие, разбросанные бобы,
Обезьяна заглядывается на бобы, и я говорю,
Я убью тебя с помощью моего лука и стрел,
Я сниму с тебя кожу,
И я сделаю мандар из кожи,
Когда я заиграю на мандаре,
Деревенские девушки придут ко мне.

Она стала для специалистов подтверждением того, что исторически барабаны обтягивали кожей обезьян. Вообще музыкальные инструменты и их части нередко ассоциируются с животными, людьми и частями их тел — имеют зооморфные и даже антропоморфные черты, как сказали бы исследователи.

© Flickr / José Antonio Morcillo... Туйла, "извлекающая музыку сердца"
Туйла, извлекающая музыку сердца

В музее можно увидеть и старинный тибетский ритуальный барабан даммару-ладах, напоминающий по форме песочные часы с разноцветными шелковыми шнурочками, привязанными к его "талии". Он сделан из костей человеческого черепа и человеческой же кожи. Звук этого барабана сопровождал ламаистские ритуальные танцы.

"У нас много других, совсем не страшных, но редких, необычных экспонатов, — рассказывает куратор галереи доктор Джайант Чаудхри. — Это инструменты из высушенных тыкв и кабачков, из ракушек, дерева, кожи и бронзы, инструменты в форме рыбы и змеи".

Ученый показывает духовой инструмент-раковину с бронзовым горлышком-насадкой в виде воронки. Он называется деваляй-сангу, и на нем играют культовую музыку в некоторых районах Тамилнада. Трудно остаться равнодушным и увидев наагфани — бронзовую трубу, изогнутую в виде змеи, которая заканчивается колокольчиком в форме змеиного капюшона и с металлически язычком внутри.

© Flickr / VitormotomuraМузыкальный мир Индии таит еще немало тайн
Музыкальный мир Индии таит еще немало тайн

Сложный и редкий инструмент гетту-вадьям с круглым деревянным резонатором, экстра-резонатором и четырьмя стальными струнами заканчивается изображением мифического льва. Звук извлекают бамбуковым приспособлением.

Детям очень нравится струнный инструмент таус в форме павлина, сделанный из розового дерева. У него четыре основные и 25 "вспомогательных" струн, а играют на нем смычком, сделанным из конского волоса.

На туйле играют в штате Орисса. Это разрезанная пополам тыква-резонатор, соединенная с бамбуковой палкой, единственная хлопковая струна прикреплена с одного конца палки и протянута к другому концу. Самое интересное, что во время игры половинка тыквы должна быть прижата к обнаженной груди музыканта левой рукой, в то время как правая рука играет на единственной струне. Вот такая "музыка сердца".

Духовой инструмент кунг всем напоминает волынку, однако сделан он иначе. Это тыква чашеобразной формы, в которую вставлена бамбуковая насадка и три бамбуковые полые трубки. Держат инструмент двумя руками и дуют в него через бамбуковую насадку. На кунге играют мелодичные песни в штате Манипур.

© Flickr / Steve Evans Миниатюрные тарелочки
Миниатюрные тарелочки

Совершенно уникально струнное сооружение йаж. Что-то вроде 50-струнной арфы в форме арки — это копия инструмента, обнаруженного в руках знаменитых скульптур Санчи. Инструмент ставят вертикально на колени и играют, перебирая струны пальцами.

По словам Чаудхри, цель музея и всей Sangeet Natak Akademi — сохранить традиционное индийское исполнительное искусство. Специалисты академии ездят по маленьким деревням и общинам, разыскивают редкие инструменты, музыкантов, разговаривают с ними, записывают их выступления… Благодаря таким этнографическим экспедициям с музыкальным уклоном ученые собрали самую богатую в Индии коллекцию аудио- и видеозаписей с традиционной музыкой и танцами.

Ольга Никушкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала