Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (известен также как Московский договор) был подписан в Москве 5 августа 1963 года правительствами СССР, Великобритании и США.
В результате переговоров по дипломатическим каналам было согласовано, что для обмена мнениями по этим вопросам в СССР прибудут специальные представители правительств США и Великобритании. 14 июля 1963 года эти представители — заместитель государственного секретаря США Аверелл Гарриман и министр по вопросам науки Великобритании лорд Хейлшем — прибыли в Москву. В дальнейшем почти каждый день в МИД СССР они встречались с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко. Эти встречи с участием советников носили неформальный характер (без протоколов и т. п.). После каждой встречи публиковалось краткое коммюнике, которое отражало определенные этапы обмена мнениями между участниками встреч.
Советское правительство уже в самом начале переговоров внесло свой проект договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, а представители США и Великобритании — свой проект такого договора. В ходе переговоров был выработан текст договора, который включал положения как одного, так и другого проектов, причем появились и некоторые новые статьи и положения. По настоянию советской стороны в текст договора была включена фраза: "Провозглашая своей главной целью скорейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении", что подчеркивало дальнейшее направление и главную задачу в области контроля над вооружениями.
Немаловажной деталью переговоров имело включение в договор статьи 3, в которой говорилось, что он будет "открыт для подписания его всеми государствами". Эта формула впервые в послевоенное время была внесена США и Великобританией в международный договор, как правило, западные державы не допускали подписания договоров государствами, которые ими не признавались или которые не были членами ООН и специализированных учреждений ООН.
Участники Московского договора обязались "запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы" в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, под водой и в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами границ данного государства. Фактически Московский договор запрещал проведение ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, в космосе и под водой. Нормы договора не распространялись на подземные ядерные испытания, по которым предполагалось особое решение. Контроль за соблюдением договора обеспечивался национальными средствами участников. Участники договора не должны также побуждать, поощрять кого-либо в проведении указанных взрывов или принимать в них какое-либо участие.
Московский договор не перекрывал все возможности для совершенствования ядерного оружия — оставались разрешенными подземные ядерные взрывы. Тем не менее, он стал позитивным международным соглашением. Договор способствовал улучшению состояния окружающей среды, прекратив ее опасное загрязнение. Он стал шагом к последующим договоренностям о контроле над вооружениями.
Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах вступил в силу 10 октября 1963 года после обмена ратификационными грамотами между тремя его первоначальными участниками. В течение двух месяцев договор подписали еще 107 государств.
Впоследствии участниками договора стали еще 24 страны, включая Израиль, Пакистан и Индию.
С 1992 года Российская Федерация — правопреемник СССР по выполнению Договора и страна-депозитарий.
Договор о запрете на испытания ядерного оружия в трех средах является бессрочным, однако в статье IV предусматривается право каждого участника, если он решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны, выйти из договора, уведомив об этом за три месяца всех других участников договора.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников