Рейтинг@Mail.ru
"Молчи, грусть, молчи", или Вся правда о Вере Холодной - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Молчи, грусть, молчи", или Вся правда о Вере Холодной

© Фото : из коллекции Леонида МилееваРоссийская актриса немого кино Вера Холодная (открытка)
Российская актриса немого кино Вера Холодная (открытка)
Читать ria.ru в
Дзен
Вера Холодная – единственная русская актриса немого кино, чье имя знают, кажется, во всем мире. Сейчас она стала фактически символом русского немого кино, во многом потому, что фильмов и свидетельств о ее жизни сохранилось немного, хотя прошло всего чуть больше ста лет. Не осталось и могилы актрисы – она была похоронена в Одессе, но в 1931 году на месте кладбища был разбит парк, и от места погребения "королевы экрана", как называли ее современники, не осталось и следа. Проект Weekend постарался собрать воедино истории о Вере Холодной.

Вера Холодная – единственная русская актриса немого кино, чье имя знают, кажется, во всем мире. Сейчас она стала фактически символом русского немого кино, во многом потому, что фильмов и свидетельств о ее жизни сохранилось немного, хотя прошло всего чуть больше ста лет. Не осталось и могилы актрисы – она была похоронена в Одессе, но в 1931 году на месте кладбища был разбит парк, и от места погребения "королевы экрана", как называли ее современники, не осталось и следа.

© из коллекции Леонида Милеева
Вера Холодная. Дореволюционная открытка.

Точная дата рождения Веры Холодной (в девичестве Левченко) неизвестна. Разные источники называют то 5, то 9 августа (24 июля по старому стилю). Причина этого кроется, возможно, в неточности записей в метрических книгах или в том, что эти данные были попросту утеряны. Авторы многочисленных книг регулярно уточняют, что выяснение всех фактов биографии Холодной требует многих лет работы в архивах, которые в постсоветский период пережили не менее тяжелые времена, чем в годы Гражданской войны. Так что истории, кочующие из текста в текст, чаще всего опираются на немногие воспоминания современников, сестры актрисы Софьи, а то и вовсе на художественные произведения, авторы которых делали Веру Холодную своей героиней. Писательский вымысел стал со временем восприниматься как правдивые или "почти правдивые" истории о жизни актрисы. Одно из немногих сохранившихся интервью – в "Киногазете" (1918 год) – иллюстрирует увлечение Веры кинематографом, но не проливает свет на ее жизнь.

Проект Weekend постарался собрать воедино истории о Вере Холодной.

"…Я сделалась кинематографической актрисой. Я этому очень рада, чувствую, что нашла себя".

Вера Левченко родилась в Полтаве, а спустя несколько лет семья переехала в Москву, где жила ее бабушка. Около года она посещала балетное училище Большого театра, и, как вспоминала ее сестра Софья, была очень увлечена театром и балетом, буквально бредила актерством. Но бабушка воспротивилась: разве балет можно было считать занятием для барышни из приличной семьи? Вера окончила гимназию и в 17 лет вышла замуж за студента-юриста Владимира Холодного. Замуж вышла по любви и браком своим вовсе не тяготилась, воспитывала двух дочерей – родную Женю и приемную Нонну. В кино ее привела вовсе не давняя любовь к искусству, а скорее поиск средств к существованию. Семья хоть и была "из благородных", но богатствами не располагала, и когда Владимир Холодный в 1914-м ушел на фронт, Вера решила искать работу, чтобы поддержать семью.

© из коллекции Леонида Милеева
Вера Холодная c дочерью

Ее первой ролью в кино стала нянька-итальянка в экранизации "Анны Карениной". Режиссер Владимир Гардин не счел ее игру талантливой, но все же дал ей рекомендательное письмо к коллеге – режиссеру студии Ханжонкова Евгению Бауэру. Собственно, Бауэр и сделал из Холодной звезду. Прекрасно понимая, что перед ним красавица без актерского опыта, он делал акцент на ее естественных манерах и внешности, позволяя "просто жить, а не играть". Ателье Ханжонкова выпускало ленту за лентой с ее участием. За первый год она снялась в 13 фильмах, и успех каждого последующего был больше предыдущего. По воспоминаниям родных, она нежно любила своего мужа и, когда в августе 1915-го он был тяжело ранен под Варшавой, отправилась его выхаживать, забросив съемки.

В 1916 году Вера Холодная перешла из фирмы Ханжонкова в ателье Харитонова, где успешно снималась у Петра Чардынина – автора одного из самых известных сохранившихся фильмов Холодной "Молчи грусть, молчи…".

"… Когда я начала играть для экрана, меня запугивали режиссерами, говорили, что это деспоты, насилующие волю артистов, не считающиеся с их творческим пониманием ролей. Но мне пришлось убедиться, что все это пустяки".

В 1910-х у Веры Холодной действительно было невероятное количество поклонников, ее часто узнавали на улице, а в Одессе и вовсе не давали пройти. Открытки с ее портретами - единственные документальные свидетельства, сохранившиеся в больших количествах, – выходили несметными тиражами. Дамы старательно копировали ее стиль и шляпки, которые она, кстати, делала сама.

© из коллекции Леонида Милеева
Российская актриса немого кино Вера Холодная. Две дореволюционные открытки

С сотрудниками ателье Харитонова во главе с Чардыниным актриса летом 1918 года отправилась в Одессу на съемки, где и умерла от "испанки" в феврале 1919 года. Муж пережил ее не более чем на год, скончался во время эпидемии тифа.

Как это часто бывает, зрители путают экранных героев и актеров, приписывая реальным людям качества выдуманных персонажей Так и Веру Холодную, добропорядочную мать и жену, публика предпочитала видеть жертвой роковых страстей.

Со смертью актрисы связано, пожалуй, наибольшее количество легенд. Согласно одной из них, Вера Холодная никогда не скрывала своих "красных" взглядов и была отравлена по приказу деникинской контрразведки. Причем отравлена в лучших традициях кинематографа тех лет – ядовитыми белыми лилиями. Согласно другой версии, все было с точностью до наоборот – травили не белые, а красные за то, что Холодная "работала на врага и хотела бежать из страны".

В пользу первой версии обычно приводят воспоминания сестры Холодной – Софьи, которая воплотила мечту сестры – стала балериной, взяла ее фамилию и до конца 1930-х танцевала в Одесском оперном театре. Воспоминания были написаны в 1950-х годах, и образ, который рисовала в них Софья, возможно, был далек от реальности, но, с учетом эпохи, "идеологически верен".

К тому же они были своеобразным ответом украинскому писателю Юрию Смоличу, который в романе "Рассвет над морем" (опубликован в 1955 году) сделал Веру любовницей французского консула в Одессе. В конце книги Вера признает правду большевиков и спасает Котовского, что и становится косвенной причиной ее гибели. Еще один неправдоподобный факт, со временем из художественного вымысла превратившийся в "слух", - роман Веры Холодной с известным одесским бандитом Мишкой Япончиком. В конце 1960-х была популярна пьеса Григория Плоткина "На рассвете", по ней была поставлена тоже довольно популярная оперетта, а Вера Холодная по сюжету танцевала танго с Мишкой Япончиком (один из известных фильмов актрисы назывался "Последнее танго") и собиралась эмигрировать в Париж.

Дочери Веры Холодной, к тому времени уже находившиеся в Америке (вторая сестра актрисы Надежда увезла их сначала в Константинополь, а затем в Калифорнию), были иного мнения о политических взглядах матери. Да и признаваться в разгар маккартизма в том, что твоя мать ярая коммунистка, было "дурным тоном".

© из коллекции Леонида Милеева
Российская актриса немого кино Вера Холодная. Две дореволюционные открытки

По разным данным, за четыре года своей карьеры Вера Холодная снялась в более чем 50-ти фильмах, по другим источникам, их и вовсе было более 80-ти. Сохранились же всего пять из них: "Миражи" (1915) и "Молчи, грусть, молчи" (1918) Петра Чардынина, "Дети века" и "Жизнь за жизнь" (1916) Евгения Бауэера, и "Последнее танго" (1918) Вячеслава Висковского (сохранился лишь частично).

"…Кинематограф я любила с детства, увлекалась комическими картинами и боготворила Асту Нильсен (датская актриса немого кино – прим.ред.), но о кинематографической карьере я не думала. Я готовилась быть танцовщицей, мечтала о сцене. Но я рано вышла замуж, и это загородило мне путь к сцене".

© из коллекции Леонида Милеева
Вера Холодная, Владимир Максимов и Витольд Полонский в фильме "У камина" (1917 год).

Для современников созданный ею на экране образ был олицетворением серебряного века, декаданса – томная красавица, близкая к роковой черте. Первые критики писали о ее игре: "… малейшие оттенки чувства переданы правдиво и талантливо", а вот их советские коллеги думали ровно противоположное: "красивая, но маловыразительная актриса, исполнительница ролей женщины-куклы, женщины-игрушки, пассивной жертвы чужих страстей и несчастных случайностей".

Ее роли, на взгляд современного искушенного зрителя, действительно были однотипными. Так, в ленте "Дети века" она играла жену бедного банковского служащего, которая отвергает притязания богатого коммерсанта. Но коварный обольститель подстраивает увольнение ее мужа, и, испугавшись нищеты, героиня все же оставляет семью.

© из коллекции Леонида Милеева
Дореволюционные открытки с актрисой Верой Холодной. Слева: Вера Холодная и Владимир Максимов в фильме "У камина". Справа: Вера Холодная в фильме "Сказка любви дорогой"

Потрясающий успех у зрителей имела их совместная работа с Бауэром 1916 года - "Жизнь за жизнь". После этого фильма к Вере Холодной приклеилось прозвище "королева экрана": по одной из версий, его придумал Александр Вертинский, который был близким другом семьи Холодных. Сюжет фильма таков: у миллионерши Хромовой две дочери – родная Муся и приемная Ната, которую и играла Холодная. У Наты завязывается роман с князем Бартинским, но тот женится на ее сестре - из-за денег. Ната в отместку выходит замуж за коммерсанта Жукова. Через год Ната и князь возобновляют свой роман, но история заканчивается, как и следовало ожидать, трагически: князь проматывает состояние жены, погрязает в долгах, пытается застрелиться, но не находит в себе сил, и тогда его убивает мать девушек, выдав все за самоубийство.

В ленте "Пламя неба" (не сохранилась) героиня Холодной вновь страдала от любви, на этот раз запретной, а в конце герои-любовники погибали от удара молнии – кары небес. Еще в одном сохранившемся фильме "Молчи, грусть, молчи" Холодная предстает в образе цирковой артистки Полы, которая, устав от нищей жизни, становится содержанкой. А в "Последнем танго" ее героиню, танцовщицу Кло, бывший возлюбленный убивает прямо во время танца.

© из коллекции Леонида Милеева
Кадры из немого фильма "Последнее танго": Вера Холодная и Иван Худолеев. Две дореволюционные открытки

Такие образы оправдывали ожидания зрителей в начале ХХ века в той же мере, что и образы героинь современных фильмов – на шпильках с автоматом наперевес устанавливают закон и справедливость в отсутствие сильного мужского плеча. "Я смерть люблю такие романы, про такую любовь, чтоб как смола кипела", говорила героиня известного уже советского фильма "За двумя зайцами", действие которого происходит приблизительно в тот же период. Успех сыгранных ею героинь объясним, необъяснима лишь бешеная популярность именно Веры Холодной, ведь среди актрис того времени были и более талантливые в актерском плане красавицы. Единственным ответом здесь могут стать лишь слова самой "королевы экрана": "Кинематограф – моя стихия".

Подготовила Наталья Попова

Фото Веры Холодной из коллекции Леонида Милеева, автора сайта NemoeKINO.ru

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала