МОСКВА, 4 авг — РИА Новости. Россия в 2008 году ставила цель провести на Кавказе операцию по принуждению к миру, а не свергнуть или казнить президента Грузии Михаила Саакашвили, поскольку его судьбу должен решать сам грузинский народ, заявил российский премьер Дмитрий Медведев в интервью телеканалу Russia Today.
В 2008 году Медведев занимал пост президента России и после нападения грузинских войск на жителей Южной Осетии и российских миротворцев отдал приказ о начале операции по принуждению Грузии к миру, которая продлилась пять дней. После этого Россия признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств.
"Это не война между государствами и уж тем более не война между народом России и грузинским народом. Это операция по понуждению к миру. У неё были абсолютно локальные цели. Мы должны были разоружить противника до такой степени, чтобы он перестал истреблять людей. Это была основная цель", — сказал Медведев.
Эта цель, добавил он, была достигнута за пять дней и это "главный успех этой кампании".
"Мы изначально не преследовали цели смены режима, даже несмотря на то что господин Саакашвили по понятным причинам является для меня и для моих коллег абсолютно нерукопожатным лицом. И я считаю его военным преступником. Тем не менее мы считали и считаем, что народ должен разбираться со своими правителями", — подчеркнул премьер.
"Я никогда не давал как верховный главнокомандующий установку зайти в Тбилиси, поменять там политический режим и казнить Саакашвили. Потому что мы не воевали с Грузией. Нам нужно было обеспечить интересы России. Его личная судьба меня никогда не интересовала. Я всегда исходил из того, что эту судьбу определит народ Грузии. И, не могу не сказать об этом, на мой взгляд, он ее уже почти определил", — добавил он.
Медведев напомнил, что в 2008 году до 80% жителей Южной Осетии были российскими гражданами.
На войне как на войне
Говоря о нанесении авиаударов по грузинским городам, Медведев пояснил, что это произошло не "потому что произошло, а потому что на войне как на войне". "Нужно выводить из строя военные объекты противника — те объекты, которые могли причинить вред российской армии, мирному населению Южной Осетии и Абхазии, гражданам РФ. Именно по ним и наносились удары. Конечно, не по гражданским объектам, о чём периодически трубила его пропаганда", — подчеркнул глава российского правительства.
Медведев назвал операцию российских войск в 2008 году лучшим доказательством того, что "мы всегда преследовали сугубо мирные цели".
"Мы восстановили порядок, который должен был быть, и ушли. И не стали менять политического режима, не стали пытаться продвигать каких-то своих людей, потому что мы считаем неправильным в нарушение устава ООН менять политическое устройство и приводить к власти угодных нам людей. Мы считаем, что человечество в ХХI веке должно действовать иначе и государство должно себя вести совершенно на иных принципах, на принципах международного права", — сказал он.
Россия не приняла бы невмешательства
"Это было бы просто невозможно. Можно считать, что в этот момент, если бы мы отказались защитить наших граждан, мы просто признали бы поражение. И о наше государство вытерли бы ноги. Это не принял бы не только Кавказ, это вся страна бы не приняла", — пояснил премьер. Он добавил, что для жителей Северной Осетии и других кавказских республик ситуация была "максимально чувствительной".
Отвечая на вопрос, почему Россия не вмешалась в конфликт раньше, Медведев напомнил, что события происходили на территории другой страны и решение о начале операции было сложным.
"Любой руководитель иностранного государства, принимая решение о применении своих вооружённых сил, должен всё самым тщательным образом взвесить, потому что это действительно очень сложная с международно-правовой точки зрения ситуация", — пояснил глава правительства.
Премьер полагает, что Саакашвили не рассчитывал на вмешательство России и полагался на быстрый захват власти в Южной Осетии.
"Вы знаете, я невысокого мнения о военных и дипломатических талантах Саакашвили… Я думаю, что он прежде всего ориентировался на вариант невмешательства России в конфликт, быстрый заход в Цхинвал, захват основных зданий, восстановление, в понимании грузинского руководства, конституционного порядка и заступничество со стороны США", — сказал Медведев.
Разногласий с Путиным не было
В российском руководстве не было разногласий по ситуации на Кавказе в 2008 году и по вопросу начала операции по принуждению Грузии к миру, заявил Дмитрий Медведев в интервью телеканалу Russia Today. Подробнее >>
Интервью Дмитрия Медведева каналу Russia Today в сюжете РИА Новости >>