Ежегодно в первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника.
В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.
После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет.
Традиция празднования Дня железнодорожника была возрождена по инициативе самих железнодорожников, впервые за долгие годы перевыполнивших план перевозок в 1935 году.
30 июля 1935 года на состоявшемся в Кремле приеме работников железнодорожного транспорта была выдвинута инициатива отмечать профессиональные трудовые успехи ежегодно. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.
Традиционно ко Дню железнодорожника приурочено вручение правительственных и отраслевых наград. На всех железных дорогах в преддверии праздника открываются новые объекты инфраструктуры, проводятся спортивные соревнования и фестивали, чествование ветеранов.
Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.
Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.
Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.
В 1998 году правительством РФ была начата реализация мер по реформированию российских железных дорог.
ОАО "РЖД" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.
По итогам 2012 года объем пассажирооборота ОАО "РЖД" составил 144,6 миллиарда пассажиро-километров, за первое полугодие 2013 года — 61,8 миллиарда пассажиро-километров.
Количество отправленных пассажиров в 2012 году составило 1058,5 миллиона человек, в первом полугодии 2013 года превысило 520 миллионов человек.
Объем перевезенных в 2012 году по железной дороге грузов составил 1271,9 миллиона тонн, грузооборот — 2222 миллиарда тарифных тонно-километров.
Выручка группы компаний ОАО "РЖД" ("Холдинга") по итогам 2012 года составила 1,5 триллиона рублей, чистая прибыль — 78 миллиардов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников