Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Нож в спину?
Что касается "критической массы", то не секрет, что и в самих США есть очень, очень много людей, которые знать не хотят о каком-то там Сноудене, сбежавшем в Китай и начавшем рассекречивать подробности операций американских спецслужб, а потом застрявшем в российском аэропорту.
И в России таких людей, мягко говоря, немало. Не хочет человек интересоваться политикой – и не надо. Но есть и те, кто в целом интересуются и следят за американской реакцией на то, что после 38-дневного сидения в транзитной зоне в аэропорту Шереметьево Москва предоставила Сноудену убежище на целый год.
Следят и пытаются понять – а что на самом деле происходит, в каком смысле и до какой степени поссорились из-за этого Москва и Вашингтон.
Далее, под вопросом встреча 2+2, то есть министры обороны плюс министры иностранных дел, 9 августа в Вашингтоне – это новости из госдепартамента. Есть очень яркая фраза сенатора-демократа Чарльза Шумера: "Россия ударила нас ножом в спину, и каждый день Сноудена на свободе – это еще один поворот ножа".
Спасибо Маккейну за то, что он есть
В парламенты, и не только в США, нередко попадают не совсем адекватные люди. И вот – что предлагает Маккейн? Расширить список Магнитского (то есть закрыть США для всех россиян, которые там могут чем-то не понравиться), завершить создание системы ПРО в Европе, активнее работать над принятием Грузии в НАТО и помочь российской оппозиции.
Но разве Америка не проводила, полностью и частично, довольно похожую политику много лет, и при Джордже Буше, и при Билле Клинтоне? И что в результате получила? В общем, не страшно ничуть.
То есть никто лучше Маккейна не показал, что официальная Америка не знает, что ей делать в этой ситуации, и – в лице администрации – имитирует поведение грозной всемогущей державы.
А сейчас – никто Сноудена в Россию не звал, все только и мечтают его отсюда отправить как можно быстрее и дальше. А секретов его никому в Москве не надо, и – главное – устраивать операции по дискредитации американских спецслужб никто не пытался.
В общем, это не холодная война, когда все, что было плохо для Америки, хорошо для России. Это холодная война наоборот. Просто надо, чтобы это всем стало ясно.
Как это сделать? Предположим, что встречаются те или иные политики двух сторон и ясно это обозначают: мы во многом согласны по делу Сноудена, вот только Маккейн мешает. Он, а также ему подобные в России, которые не любят Америку не по тому или иному конкретному поводу, а как бы в целом.
За что расплачиваются США
Здесь гораздо интереснее вопрос, почему же в таком случае Москве было не отправить Сноудена в направлении скамьи подсудимых в США. Ответ на этот вопрос показывает главную для США проблему в нынешнем мире – то, что Америка пытается нащупать новый стиль поведения на мировой арене, а ее по всему миру клюют за прежний стиль поведения и таким образом мешают ей меняться.
В этой обстановке выдать Сноудена – значит показать, что ты боишься США, ты – слабое несамостоятельное государство, и потерять самый ценный политический капитал, уважение.
Что же касается обсуждения того, как вообще работает институт экстрадиции в целом (можно вспомнить, как отнеслись, например, к своему правительству даже сами граждане Таиланда, когда оно с нарушениями собственных процедур выдало Америке россиянина Виктора Бута, якобы торговца оружием) – да, все это можно обсуждать. Но это уже частности, за которыми надо увидеть целое.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции