Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
Сноуден уже четвертую неделю не сходит с вершин мировых новостных чартов, он – гоголевский ревизор, для которого никак не наступит немая сцена. Про него не снимают кино, кажется, только потому, что будущие авторы не могут оторваться от экранов и мониторов, боясь не уследить за очередным поворотом сюжета.
Миру нужен был Эдвард Сноуден.
Что расскажет Эдвард Сноуден
Его никто не видел в Шереметьево, доподлинно вообще неизвестно, пересекал ли он наши границы. И улетал ли из Гонконга. Если, конечно, он там был.
В бразильской газете Globo в соавторстве с бразильскими журналистами обозреватель The Guardian Гленн Гринуолд написал статью. В ней говорится о миллионах прослушанных и прочитанных бразильских звонках и сообщений. О том, что слушали и Россию. Что в самих Штатах масштаб прослушки достигал 2,3 миллиардов разговоров.
Информация Сноудена помогла журналистам начертить карту интенсивности, с которой прослушивалась та или иная страна. Самые яркие цвета, естественно, достались Ближнему Востоку и Афганистану. Россия, Китай и Бразилия – бледнее.
Но, судя по замыслу и развитию сюжета, не так уже важно то, что он рассказал. Важнее то, что мир замер в ожидании: что он еще расскажет?
Подтвержденные догадки
В рассказах Сноудена, наверное, много правды. Наверное, он на самом деле осведомлен и о характере прослушки, и о мотивах, и о технических возможностях.
То, что не все разговоры являются телефонными, знают все и везде, особенно там, где когда-то был Советский Союз. А теперь прослушкой подобного рода занимаются отнюдь не только спецслужбы. В России это давно бизнес: одни ставят "жучки", другие их находят, конкуренты слушают конкурентов. Но никто не в состоянии физически прослушать миллиард разговоров. Миллиард – это количество разговоров, каждый из которых может быть прослушан, если подключенная техника среагирует на заданное ключевое слово.
В общем, Сноуден лишь подтвердил то, что было общим местом. Как читатель любит читать то, с чем он заранее согласен, так гражданина приводит в восторг доказательство того, что он всегда знал.
Не Ассанж
Можно понять провал АНБ. Бывает. Недосмотрели, пропустили, ошиблись. Но, надо полагать, в системных основах американцы настолько не ошибаются. Даже банальные подпольщики выстраивают свои структуры так, что лишнего никто не знает. Эдвард Сноуден едва ли обладал какой-то эксклюзивной компетенцией. Если бы он все свои знания получил благодаря хакерству, мы бы уже об этом знали. Но мы знаем, что он делится информацией, которая была ему доступна в силу профессиональной необходимости.
И пока ничего, выходящего за рамки его предполагаемой компетенции, он и не сказал. Ну да, местные спецслужбы, включая не только бразильские и немецкие, помогали американцам собирать информацию. А почему нет, если все слушают всех?
Но даже эта информация скоро закончится. Ассанж поражал мир долго. Но у Ассанжа была целая индустрия разоблачений. У Сноудена – только его рабочий опыт. Значимость его разоблачений, включая политическую – отнюдь не Wikileaks.
Куда летит Эдвард Сноуден
Сноуден стал захватывающей историей и всемирным шоу. Он подарил миллионам людей шанс почувствовать себя свидетелями грандиозных государственных провалов в прямом эфире, соавторами невиданного детектива, в котором все равно никто не узнает развязки, значит, можно смело конструировать собственную.
На кого работал Сноуден? Как его завербовали? Любое построение имеет право на развитие, потому что никакой логикой его не опровергнуть, и любая другая логика рождает новый сюжет, который тоже ничем и ничему не противоречит.
Сноуден – торжество конспирологии. Все становится более чем серьезно. Конфликт – глобальным. Обама не поедет в Москву. Перезагрузка окончательно закончена, будто для этого окончания ей не хватало только Сноудена.
Может быть, поэтому, наперегонки вся Латинская Америка вдруг захотела приютить человека, которому только и остается пробуждать у миллионов людей желание немного побыть пикейными жилетами. Кто он? Откуда? Куда летит?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции