НОВОСИБИРСК, 2 авг — РИА Новости, Алексей Стрелец. Единственный за Уралом музей железнодорожной техники работает в Новосибирске уже 13 лет, постоянно пополняя экспозицию. В преддверии Дня железнодорожника корреспондент РИА Новости побывал в музее и узнал, как его сотрудники собирали экспонаты, доставляли их в Новосибирск и чем именно он привлекает посетителей со всего мира.
Начиная с XIX века
Музей железнодорожной техники в Новосибирске открылся в 2000 году, но создавать его один из старейших работников Западно-Сибирской железной дороги Николай Акулинин начал еще в прошлом веке. Коллеги вспоминают, что у Акулинина было много ярких идей, а предложение собрать в одном месте технику, десятилетиями ожидавшую слома на базах запаса, стало, пожалуй, самым масштабным. За сохранение своей истории железнодорожники взялись с огромным энтузиазмом.
За два года сотрудники ЗСЖД на станции Сеятель уложили три километра железнодорожных путей для экспонатов и собрали более 60 паровозов, тепловозов, электровозов и путевых машин.
Сейчас создателю музея 93 года, и он давно на пенсии. Музей успешно работает, регулярно пополняется новыми экспонатами и, будучи одной из главных достопримечательностей города, привлекает любителей ретротехники со всего мира.
На сегодня в музее более 117 экспонатов, в том числе дореволюционного производства и даже XIX века. Самые старые и самые любимые, как у сотрудников музея, так и у посетителей, — паровозы. Огромные машины выстроились друг за другом на путях. Сфотографироваться с ними — непременный ритуал посетителей, а чтобы попасть в кабину, приходится даже постоять в очереди.
Тайга и операционная
Сотрудники Западно-Сибирской дороги отыскали два вагона санитарного поезда времен Великой Отечественной войны. Оба открыты для посетителей.
В вагоне-кухне, где кормили раненых, несколько огромных котлов и печь — чтобы готовить еду на целый поезд, такую нужно топить непрерывно.
Вагон-операционная погружает в тягостную атмосферу. Стол для операций, серые деревянные полки, блестящие хирургические инструменты. Прошло 70 лет, а запахи медикаментов из вагона так и не выветрились. Прежде чем стать музейным экспонатом, вагон с красным крестом на боку повидал немало трагедий.
Впрочем, своя интересная история у многих экспонатов музея. Маленький паровозик, который стоит у входа, вытащили из глухой кузбасской тайги. Локомотив производства немецкой фирмы "Борзиг" в 40-х годах вывозил по узкоколейке лес, который заготавливали в районе станции Абагур-Лесной под Новокузнецком.
О паровозике сотрудники музея узнали в 2001 году и тут же решили его добыть. Специалисты Западно-Сибирской железной дороги спланировали доставку уникального паровоза специально для этого прорубив просеку, тащили его 18 километров до ближайшей станции тракторами.
"Борзиг" отреставрировали и поставили перед входом в музей.
Рекорд скорости
Многие экспонаты музея на сегодня если не единственные в своем роде, то, во всяком случае, одни из немногих.
Например, экспериментальный тепловоз ТЭП80, переданный Октябрьской железной дорогой. Таких локомотивов в 1989 году построили всего два, и в серию они не пошли. На этом тепловозе в 1993 году был установлен мировой рекорд скорости тепловоза: около 50 километров он прошел со средней скоростью 271 километр в час.
Последняя новинка музея — скоростной электропоезд повышенной комфортности, предшественник знаменитого "Сапсана". Рядом с ветеранами железных дорог нежно-голубая электричка современного вида смотрится необычно, но в этом и задумка — музей показывает старое и новое на контрасте.