МОСКВА, 1 авг — РИА Новости. Русская православная церковь отметит в четверг день памяти и 110-летия канонизации одного из самых почитаемых русских святых — преподобного Серафима Саровского, икона которого есть сегодня практически в каждом православном храме в России и за рубежом.
Главным центром "серафимовских торжеств" традиционно станет Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской области, где хранятся мощи преподобного. По информации Нижегородской митрополии РПЦ, утром 1 августа на Соборной площади обители начнется праздничная Божественная литургия, которая будет транслироваться в прямом эфире на телеканале "ННТВ". Днем в монастыре будет заложен новый собор — в честь Благовещения. В торжествах, которые возглавит митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, примут участие архиереи близлежащих епархий и тысячи паломников.
В рамках празднования в расположенном неподалеку городе Арзамас, на Соборной площади во второй половине дня откроется Музей русского патриаршества.
На торжества в честь Серафима Саровского в Дивеево ежегодно приезжают тысячи верующих из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Для них возле монастыря разбит палаточный городок, который может вместить до 5 тысяч человек. Паломники будут обеспечены горячим питанием, водой, теплыми одеялами и медицинском помощью.
Масштабные торжества, посвященные преподобному Серафиму, проводятся в Дивеево с 2003 года. К трем юбилеям — 100-летию канонизации Серафима Саровского, которое отмечалось на всероссийском уровне в 2003 году, 250-летию со дня его рождения, отмечавшемуся 1 августа 2004 года, и 300-летию Саровской пустыни в 2006 году — в Дивеево были проведены грандиозные работы по реставрации соборов, восстановлению "Богородичной канавки" и благоустройству территории. Сегодня в Дивеево действуют около десяти храмов, монастырь имеет несколько скитов. В обители проживают более 400 сестер.
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Преподобный Серафим (в миру — Прохор Сидорович Машнин) — один из самых почитаемых в России и за ее пределами православных святых. Он родился 1 августа 1754 года в Курске в уважаемой купеческой семье. С детства он мечтал о монашеской жизни и в 1778 году ушел в Саровскую пустынь. Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор Машнин был пострижен в монашество с именем Серафим.
Преподобный Серафим долго вел отшельнический образ жизни, добровольно удаляясь в пустыни (безлюдные места), проводя все время в строгом посте, в трудах и молитве, налагая на себя трехлетнее молчальничество, позже — затворничество.
Выйдя из добровольного заточения, Серафим начал принимать страждущих и исцелять их от физических и душевных недугов. В праздники к нему приходили тысячи верующих.
В последние годы жизни Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Скончался Серафим Саровский 15 января 1833 года и был причислен к лику святых летом 1903 года. В день рождения святого — 1 августа 1903 года его останки были открыты и торжественно помещены в специально приготовленную раку, и хранились в Дивеевском монастыре.
После прихода к власти большевиков, мощи были вывезены из монастыря и выставлялись в качестве экспоната в антирелигиозном музее в московском Страстном монастыре. После 1934 года, когда монастырь был взорван, мощи затерялись до 1990 года. После случайного второго обретения мощей, 1 августа 1991 года, в день памяти святого, они были возвращены в Дивеевский монастырь.
ДИВЕЕВСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Верующие называют Дивеево "святой землей" и "четвертым уделом Богородицы" — после Иверии, Афона и Киево-Печерского монастыря. Начало этому уделу было положено также в Киеве, куда в 1750-х годах прибыла рязанская помещица Агафья Мельгунова, которой не было тогда и 30 лет. Рано лишившись мужа, она приняла монашеский постриг в Киево-Флоровском монастыре с именем Александры.
Согласно церковному преданию, однажды матушке Александре явилась Богородица и повелела отправиться на север России, дабы основать новую обитель. Не доходя 12-ти верст до знаменитой Саровской пустыни, в селе Дивеево, матушка Александра остановилась для отдыха возле деревянной приходской церкви. И здесь она снова увидела Божию Матерь, указавшую ей на это место как на Свой "четвертый жребий во вселенной".
По совету саровских старцев, после смерти единственной дочери матушка Александра продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила старинную деревянную церковь, а к 1780 году ее стараниями был сооружен каменный Казанский храм. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об устройстве обители, пожертвовала на нее полдесятины своей усадьбы.
В 1789 году матушка заболела, и ее навестили бывшие в Дивееве проездом саровские монахи, в том числе молодой иеродиакон Серафим, уже тогда известный своими духовными подвигами. Матушка Александра попросила преподобного Серафима заботиться о Дивеевской обители. И в том же году скончалась.
В 1825 году в Саровском лесу преподобному Серафиму было явление Божией Матери, заповедавшей ему основать в Дивееве особую девичью общину, в которой не было бы ни одной вдовы. Восемь первых сестер для этой общины Богородица повелела взять из действовавшей Дивеевской общины, назвав их поименно. Преподобному Серафиму также было точно указано место, которое надо было обнести рвом (названным впоследствии "Богородичной канавкой") и где следовало поставить ветряную мельницу, срубленную из саровского леса, и первые кельи. Мельницу заложили в 1826 году, и новая община стала называться Мельничной.
Богородица также дала преподобному Серафиму для этой обители новый устав, которого прежде нигде не было. Сестры здесь не только молились, но и много трудились физически. Старец наказывал им "непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать и быть радостными, дабы никогда не допускать духа уныния", "не смущаться и не огорчаться".
Статус монастыря община получила в 1862 году, игуменией была назначена Мария (Ушакова). В 1875 году состоялось предсказанное Серафимом Саровским открытие главного, Троицкого собора. К 1902 году была достроена колокольня, насчитывалось 30 жилых корпусов. Многочисленные мастерские (от рукодельной до литографической) составляли основной доход монастыря.
К началу ХХ века Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием и приобрел свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. В 1917 году в обители проживало 270 монахинь и 1474 послушницы (население села тогда составляло всего 520 человек). В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель. В 1927 году сестер разогнали. Однако они продолжали тайно собираться на молитву. Многих арестовывали и ссылали в лагеря.
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В 1990 году был вновь освящен Троицкий собор. А через год Священный Синод принял постановление о возобновлении Дивеевского монастыря.