Проект Weekend продолжает цикл историй об известных грабителях прошлого и рассказывает, кто из знаменитых актеров воплотил их образы в кино. В Европе есть свои герои криминала – итальянец Лучано Лутринг и бесстрашный француз Жак Мерин.
"Солист на автомате" Лучано Лутринг
Знаменитый итальянский грабитель банков Лучано Лутринг прославился тем, что носил оружие в футляре для скрипки. Его родители мечтали вырастить из него известного скрипача, но Лутринг приспособил футляр для инструмента для более приземленных целей, за что получил прозвище "солист на автомате".
Лутринг родился 30 декабря 1937 года в Милане и вовсе не мечтал стать преступником. Свое первое ограбление он совершил случайно: зашел на почту оплатить счет, а клерк заметил у него за поясом револьвер, купленный просто так, на всякий случай, и, недолго думая, выложил все имевшиеся в отделении деньги – грех было не взять!
Всего Лучано Лутринг ограбил около сотни итальянских и французских банков на сумму 35 миллиардов лир и доставил множество неприятностей полиции обеих стран. В прессе его называли последним романтиком – грабитель принципиально старался обходиться без жертв. В 1965 году Лутринга арестовали во Франции и приговорили к 22 годам тюрьмы. Но в заключении Лутринг провел чуть больше половины срока – 12 лет. Сначала его прошение о помиловании удовлетворил президент Франции Жорж Помпиду, а в 1977 году с этим решением согласился и глава Италии Джованни Леоне.
Выйдя из тюрьмы, Лучано Лутринг начал вести образ жизни законопослушного гражданина и никогда больше не был уличен даже в крохотном преступлении закона. Бывший грабитель поселился в итальянской деревушке, где стал писать картины и книги о своей интересной жизни. Лутринг умер совсем недавно – в мае 2013 года.
Как раз по его автобиографии в 1975 году был снят фильм "Цыган" с Аленом Делоном в главной роли. Его герой - Уго Сеннар по прозвищу Цыган - вынужден кормить свой табор, зарабатывая грабежами. Уго - одинокий волк, бунтарь, которому не нужны ни друзья, ни женщины, ни деньги, обреченный на вечные скитания. Лишь благородная месть за свой вечно гонимый народ и тоска сквозят в его взгляде, который, впрочем, он то и дело прячет за стильными "авиаторами". "Я, как и ты, немного больной", - изливает он душу случайному мальчику у реки, но однажды судьба сводит Цыгана с коллегой по цеху, бандитом Яном, который, как и Цыган – лакомая добыча полиции…
Эта картина – не лучшая в карьере Алена Делона, но остросоциальная тема и роскошные усы печального героя принесли ей зрительский успех.
"Человек с тысячью лиц" Жак Мерин
Еще один усатый европеец, который не давал полиции ни сна, ни отдыха - Жак Мерин – легенда французского криминального мира, промышлявший грабежами, убийствами и киднеппингом.
2 ноября 1979 года Жак Мерин в парике и с фальшивой бородой ехал в своем BMW по дороге в Порт-де-Клинанкурт. Он планировал провести выходные в Нормандии со своей возлюбленной и меньше всего ожидал, что из кузова соседнего грузовика вдруг высыпется целый отряд полицейских. Через несколько секунд в Мерина всадили 14 пуль, а его подругу, сидевшую на пассажирском сиденье, тяжело ранили…
Начальник полиции, отвечавший за операцию, впоследствии клялся, что он лишь пытался арестовать Мерина. Семья же и адвокат преступника настаивали, что стражи порядка стреляли без предупреждения. Впрочем, Жак Мерин и сам всегда шутил, что полиция должна сначала стрелять, а потом задавать вопросы. Одно было ясно без слов: к 2 ноября 1979 года, после 20 лет ограблений банков, убийств и похищений людей в шести странах, четырех побегов из тюрьмы, двух автобиографических книг и десятка драматичных интервью для прессы, французское государство было сыто по горло Жаком Мерином.
Жак начал свою карьеру мелким уголовником, а закончил как самый разыскиваемый преступник Франции, самопровозглашенный анархист. В последние месяцы он вел личную войну против президента Валери Жискар д'Эстена и "буржуазного" государства. Он оправдывал свои преступления жестокостью правительства и тюремных надзирателей, с которой Жаку приходилось сталкиваться лицом к лицу.
Жак Мерин вырос в пригороде Парижа и в детстве восхищался книгами и фильмами об американских гангстерах. Позднее, находясь в тюрьме, он написал автобиографию, в которой представил себя как "камикадзе преступления".
"Воровство становится наркотиком, - писал он. – Ограбления совершают не из-за денег, а ради острых ощущений. Ваш выбор – перейти черту, ведь обратно дороги нет. Терять нечего, и единственный шанс победить – идти ва-банк".
Как объяснить жестокость Мерина, который в общей сложности убил четыре десятка человек? Родители винят войну в Алжире, в которой Жаку довелось принять участие. "Он приехал оттуда совсем другим человеком", - рассказывал отец преступника.
По возвращении с войны он связался с криминальными кругами Парижа и начал совершать кражи со взломом. Женился на застенчивой испанской девушке, которая родила ему троих детей, но через несколько лет ушла, не выдержав жестокого обращения и разгульного образа жизни мужа.
В 1968 году, преследуемый властями, он бежал в Канаду со своей новой подругой и сообщницей Жанной Шнайдер. Они устроились на работу прислугой к миллионеру-инвалиду Жоржу Делурье, а затем похитили его, потребовав выкуп. Миллионеру удалось освободиться, а "французские Бонни и Клайд" бежали в США, где вскоре были арестованы и депортированы обратно в Квебек. Мерину дали 10 лет тюрьмы, его возлюбленной – 5. Но в 1972 году он совершил невозможное - сбежал из канадской тюрьмы строгого режима, славившейся своей железной дисциплиной.
Мерина называли "человеком с тысячью лиц" за поразительные способности к маскировке. Используя парики, грим, очки и шляпы, он вернулся во Францию и продолжил серию налетов на банки.
"Некоторые люди любят гольф или лыжи. Мой способ расслабиться - вооруженное ограбление", - говорил он.
Он был еще раз арестован в марте 1973 года и сбежал из здания суда в Компьене, взяв в заложники судью. После этого Мерин стал французской национальной знаменитостью, "врагом общества номер один". К августу 1978 года полиция сформировала специальное подразделение, задачей которого стала поимка Мерина, но это не помешало грабителю за несколько месяцев до своей гибели, 21 июня 1979 года, похитить миллионера Анри Лельевра и получить за него выкуп в 6 миллионов франков.
Дилогия "Враг государства №1" с Венсаном Касселем в роли Жака Мерина снята по книге "Смертельный инстинкт", написанной самим грабителем в тюрьме и опубликованной в 1977 году.
"Одни считали Жака Мерина простым убийцей, другие – Робин Гудом, - объяснял режиссер Жан-Франсуа Рише. - Он не был ни тем, ни другим, и это то, что меня восхищает в нем. Мои фильмы рассказывают о событиях не с позиции полицейских отчетов. Это история парня из Клиши, который хотел исполнить свои мечты и написать собственную легенду, но оказался в ловушке, из которой нет выхода".
Съемки первой и второй частей проходили во Франции, Канаде, Соединенных Штатах, Испании, Великобритании и Алжире — всех странах, где пролегал путь Жака Мерина и были закончены в январе 2008 года.
Венсан Кассель впервые прочел сценарий в 2002 году, но тогда он показался ему "черно-белым", лишенным необходимых оттенков. Понадобилось пять лет на то, чтобы авторы переписали сценарий, а актер понял, что роль действительно стоящая.
"В первой версии сценария он был представлен героем. Мерин - тип экстраординарный, он осмеливался вытворять такое, что никому другому не пришло бы в голову, но он далеко не герой. В его характере много негативных, темных сторон. Это тип, к которому испытываешь одновременно восхищение и отвращение, - говорил актер в одном из интервью. - Я пошел на риск и сблефовал, как в покере, отказавшись от роли, если сценарий не будет изменен. Мне повезло, я выиграл".
Выиграли в итоге все участники съемочной команды: обе двухчасовые серии фильма имели огромный успех у публики. Картина получила 10 номинаций на "Сезар", из которых взяла три награды – за лучшую мужскую роль, режиссуру и саундтрек.
Специально для роли Жака Мерина Кассель поправился на 20 килограммов, которые в комплекте с усами обеспечили максимальное сходство с прототипом. Правда, актер утверждает, что сходство только внешнее: "Мерин похож на зверя, который становится опасен, когда его загоняют в тупик. Я могу быть жестким, но не опасным. Я выплескиваю темперамент в определенной ситуации, а потом об этом забываю. Мерин функционировал совсем по-другому: он был способен планировать и осуществлять опасные налеты и прибегать к жестоким методам, вплоть до пыток".
"Этот тип - клубок противоречий: он был опасным бандитом, мачо, расистом и одновременно отличался щедростью, воображением и талантом. И к тому же он был блестящим оратором. Настоящий хамелеон, способный с легкостью менять свою внешность и манеры. Мне хотелось сыграть его негодяем, по мере знакомства с которым зритель начинает испытывать восхищение и даже чувство запретной любви".
Подготовила Елена Костомарова