НОВОСИБИРСК, 26 июл — РИА Новости, Григорий Кроних. Прихожан у новосибирской старообрядческой церкви около 500. Это те, чьи отцы, деды и прадеды были старообрядцами, и кто воспитывался по этим канонам с рождения…
Женятся староверы, как и прежде, только на "своих". И получается — несмотря на то, что старообрядцы не живут обособленным поселением, им удается сохранять свои традиции и внутри каждой семьи, и во взаимоотношениях с "внешним миром", где они стараются выбирать "богоугодные" профессии.
О себе они говорят, что являются теми православными христианами, кто не принял реформу патриарха Никона и, несмотря на преследования, более 300 лет хранят ту веру, которую 1025 лет назад "от греков" принял князь Владимир.
Церковь
Собор в Новосибирске каменный, высокий — огромный по сравнению с домом на ул. Пестеля, который служил церковью раньше. Еще раньше церковь была на улице Овражной. В дореволюционном Новосибирске в центре стояло здание, где молились старообрядцы. Его собирались перестроить в церковь, но началась революция…
Для женщин, соответственно, сарафаны до пят. Женщин в брюках здесь вообще не бывает — брюки под запретом. Кафтаны и сарафаны шьют индивидуально и хранят в церковном гардеробе.
В Сибирь староверы попадали сначала как казаки, позже — как ссыльные. Некоторые сами сюда бежали. Когда-то центр старообрядчества был в Польше, но потом старообрядцев и оттуда стали переселять в Сибирь. Новосибирские старообрядцы — это те, чьи семьи приехали сюда на заработки при основании города, и потомки ссыльных — то есть те, чьи родители стали жертвами советских репрессий и были сюда сосланы.
Исповедник на зоне
О старообрядчестве рассказывает один из прихожан, Федор Устинов. Мы беседуем с ним, сидя на боковой лестнице собора, он после службы еще одет в кафтан.
Александр прошел войну, а после вступил в партию, уехал на заработки на Сахалин. Жил вполне мирской жизнью, но что-то его мучило, а в беспоповстве он не видел настоящей христианской жизни. Правда, не видел он хорошего и в советской власти. И когда разочаровался, то сам сдал партбилет.
Он искал свой путь, знакомился и с сектантами, и с католиками, и с никонианским священником, потом, наконец, Александр Устинов пришел в старообрядческую церковь, здесь крестился и венчался с женой.
Приверженность к религии обернулась чередой доносов, Александра арестовали, приговорили сначала к расстрелу, но потом заменили его на 25 лет тюрьмы.
"Сидел отец в тюрьме в Новосибирске, там он был настоящим исповедником, и на зоне ходил с бородой. Его несколько раз сажали в карцер, но потом власти смирились с ним, пошли на уступки, — рассказывает Федор Устинов. — Отец был хороший токарь, его ценили. Когда Сталин убрался (умер), дела осужденных стали пересматривать. В итоге отсидел отец около трех лет".
По словам Федора, его отца заключенные очень уважали за твердость. "Все — и уголовники, и политические вышли его провожать. Была, кажется, осень. Отец рассказывал, что обернулся — и сотни шапок летят в воздух: "Александр Иванович, — кричали зэки, — нас не забывай!", — рассказывает Федор.
Сын рассказывает, что отцу пришлось еще несколько раз переезжать с места на место, опасаясь преследования властей, осел он в Минусинске, где и умер в начале 1980-х годов, когда Федор служил в армии.
"Отец был трудяга, ему медали вручали как победителю соцсоревнования, хотели даже фотографию на доску почета повесить, но потом передумали — из-за бороды", — вспоминает Федор.
Без бороды не причащают
Говоря о тех годах, Федор Устинов вспоминает случай в армии. Чтобы стричься, снял гимнастерку, помощник начальника штаба увидел у него на шее крест и сразу схватился, нитку порвал, но крест Федор успел подхватить.
"Я тебя сейчас застрелю", — пригрозил офицер, а Федор ответил: "Стреляй". Тот помедлил, а потом передумал и решил доложить комбату. А тот лишь посоветовал носить крест в кармане.
После службы, вспоминает Устинов, священник, к которому он пришел исповедоваться, отказался причащать Федора, поскольку у него не было бороды. Канон есть канон, снисхождения тут быть не может. С тех пор Устинов носит бороду.
Телевизор — не грех
У Федора трое детей — сколько Бог дал. У старообрядцев запрещены предохранение и аборты. Жизнь, мировоззрение верующих отличаются от взглядов нерелигиозных людей, поэтому они практически всегда находят свои "половинки" в кругу прихожан.
Со своей женой он встретился в церкви. "Выбирать жену надо по духу, — говорит Федор. — У меня была девчонка до армии, но неверующая. Я ее подтягивал к церкви, но ей богомолье надоело, а мне стало неинтересно, мы расстались. В семье нельзя, чтобы, как в басне Крылова, один тянул в одну сторону, другой — в другую".
"Медицина — это же самая благородная профессия: разделять боль больных, сострадать больным — это очень важно", — говорит Федор. Сам он занимается строительными работами, раньше был шофером.
Религия накладывает ограничения на мирскую жизнь. "Так называемые прелести земные, увеселительные заведения необходимо избегать, — говорит Устинов. — Не грех иметь телевизор, грех смотреть все то безобразие, которое показывают. Я последние новости слушаю по радио".
Про православие собеседник говорит, что РПЦ утратила соборность, поскольку все решения принимаются синодом, который ввел Петр I. Католики, по его словам, еще дальше отошли от веры. "У них Папа — непогрешимый наместник бога, они торговали индульгенциями… Уже в XVII веке историки подсчитали, что католическая церковь в то время отступила от канонов по 70 пунктам", — поясняет Федор.
"Что касается протестантизма, то Лютер во многом правильно обличал католицизм, но он и сам проводил реформу, стал по-своему трактовать Библию", — также говорит он.
"С государством мы стараемся быть законопослушными, жить честно и правильно, а уж как получается — не нам судить", — добавляет Устинов.