Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
"Легендарная анимационная студия "Союзмультфильм" возрождается", – под таким бодрым лозунгом журналистам представили во вторник планы на будущее некогда действительно легендарного предприятия, которое уже более 20 лет находится в состоянии комы. Вроде бы смерть не зафиксирована, но и жизни почти никакой: основная деятельность студии – производство фильмов – на данный момент практически сведена к нулю.
Лучшие кадры
Примерно в то же время был назначен новый директор "Союзмультфильма". Николай Маковский – не только управленец, но и сам режиссер-аниматор, и это оказалось крайне важным. Надо сказать, что российские аниматоры – люди совершенно уникальные. Не знаю, остались ли еще в нашей действительности столь сплоченные профессиональные сообщества, где так сильны были человеческие взаимоотношения, преемственность и наставничество.
Может быть, благодаря этому им каким-то чудом и удалось сохранить российскую анимацию в живом состоянии, безо всякой поддержки со стороны государства и бизнеса, можно сказать, на чистом энтузиазме и любви к искусству.
Сделать это, как оказалось, не так просто. Во-первых, художники боятся идти на государственную службу, небезосновательно опасаясь, что их засосет в воронку бесконечной бюрократии. Предпочитают оставаться бедными, но свободными на частных студиях. А во-вторых, одной из основных проблем российской анимации является серьезный дефицит профессиональных кадров. Например, в Китае, где традиции анимационного кино далеко не такие мощные, как в России, ежегодно диплом получают 100 тысяч аниматоров. А в Москве – в тысячу раз меньше.
Не говоря уж о качестве: более 20 лет российская анимация не развивалась как индустрия. Сегодня создание современного анимационного фильма – это очень высокотехнологичное производство, на одной любви к искусству нынче не проживешь.
Если все пойдет по плану (а новая команда "Союзмультфильма" смотрит в будущее с осторожным оптимизмом), то через пять лет на студии планируют выпустить первый полнометражный фильм. А еще через десять лет выдавать по 800 часов продукции в год: полнометражных фильмов, телесериалов и прикладной анимации" – то есть того, без чего невозможно выживание студии как производства. Все это станет возможно только после переезда в новое помещение.
Пока же студия базируется в здании бывшей церкви на Долгоруковской, где ремонт, по словам первого заместителя директора Гамида Ахмедова, не делался никогда.
Краткость – сестра таланта
Начать решили с короткометражек. На короткометражках денег не сделаешь – это всегда штучный товар, как говорит худрук Алдашин, "делается людьми нервными, взыскательными", и делается ради искусства. Но именно короткий метр принес славу "Союзмультфильму".
Студия "Pixar" тоже началась с гениальных короткометражек – 10 лет они были талантливыми, но накладными ребятам, пока не сняли "Историю игрушек". Но и сейчас они не могут отказать себе в удовольствие и делают короткие фильмы. Впрочем, продать это невозможно даже Pixar.
"Союзмультфильму" короткий метр нужен для того, чтобы с чего-то начать: отладить производство, собрать людей, посмотреть, кто на что способен. Уже "почти" получено добро на создание трех новых серий "Веселой карусели". Цикл суперкоротких фильмов был придуман выдающимися режиссерами "Союзмультфильма" в 60-х годах, для смелых экспериментов, новых техник, идей, для ярких дебютов. Сегодня цель практически та же. Новое руководство надеется, что молодые аниматоры придут на студию, чтобы учиться и работать.
Хорошее место для хороших людей
Здесь отчетливо помнят дух старого "Союзмультфильма", который был домом, работой, университетом и школой жизни для всех. А в лучшие годы на студии работало до 600 человек.
Тогда есть надежда, что удастся сохранить и славные традиции лучших советских мультфильмов, которые мы смотрим уже по 50 лет, а они по-прежнему кажутся важными, свежими, лучшими.
Однако пока все это только прекрасные мечтания. Воплотиться они смогут только в одном случае – если государство, как единственный собственник "Союзмультфильма", твердо и последовательно решит вкладывать немалые средства в возрождение студии. Иначе пусть уже лучше добьет, чтоб не мучить.
Михаил Алдашин красиво сравнил анимацию с кастрюлей. Чтобы приготовить суп, нужно включить плиту, довести до кипения и варить как минимум час. Если все это время то включать газ, то выключать, то супа не получится, только протухнет все.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции