Пришло время снова узнать, как обстоят дела у пилотов экспедиции "Россия 360", непреклонно и, если судить по фотографиям, с улыбками на лицах идущих, а точнее — летящих по намеченному маршруту.
Формальным поводом к очередному погружению в мир малой авиации в интерпретации Игоря Гуржуенко и Виктора Сидельникова послужило прохождение ими очередной контрольной точки. На этот раз в роли check point выступила крайняя северная точка материковой части Евразии, имеющая координаты 77°43′ северной широты и 104°18′ восточной долготы.
"Почти 14 суток потребовалось экипажу, чтобы преодолеть расстояние в 7,724 тысячи километров и благополучно приземлиться на мысе Челюскин, который и является крайней северной точкой материка", — сообщил РИА.Туризм руководитель пресс-центра штаба вертолетной экспедиции Петр Сидоров.
Мыс Челюскин расположен в северной части полуострова Таймыр, он омывается водами пролива Вилькицкого, соединяющего два совсем не курортных водоема — море Лаптевых и Карское море. По другую сторону пролива — Северная Земля, от которой, кстати, менее тысячи километров до Северного полюса.
Это — формально. А если отринуть язык официальных сообщений, то на первый план выходит интерес. Большая часть мест, через которые несет свой экипаж вертолет Robinson R-66, по различным причинам малодоступна, а то и вовсе недоступна для посещения в туристическом формате. Благодаря экспедиции "Россия 360" мы можем, пусть и заочно, но побывать там, даже не вставая из-за монитора компьютера. Конечно, это неспортивно, но если других вариантов нет, то надо пользоваться и такой возможностью.
Итак, начнем очередной сеанс. В прошлый раз мы виделись с экипажем пять дней назад, в тот момент, когда ими был посещен центр страны на озере Виви в Красноярском крае. С тех пор утекло немало километров и ходовых часов, а к списку посещенных городов, отображающихся на официальном портале проекта, прибавилось еще несколько.
Здесь стоит немного нарушить хронологию, и да простят меня пилоты, которые, надо отдать им должное, несмотря на усталость, регулярно отписываются в дневнике проекта, повернуть колесо истории вспять. Совсем чуть-чуть, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.
Интересное, это, например, Кижи. Те, кто был там лично, думаю, согласятся, что эта жемчужина Русского Севера надолго остается в памяти и по-настоящему покоряет сердце своим изящным узорочьем. Мы привыкли видеть 22-главую Преображенскую церковь с погостом и шатровой колокольней или более скромную, но не менее выдающуюся Покровскую церковь — утонченную и выразительную, из двух стихий — с воды, когда круизные теплоходы и петрозаводские "ракеты" подходят к острову, или с земли — во время экскурсий. А как же воздух? Конечно, есть и фотографии с воздуха. Теперь и сделанные в ходе экспедиции "Россия 360". Часть из них уже размещена на сайте проекта, а часть, в том числе и анонсированные сферические фото, остается с нетерпением ожидать.
"Так вот ты какой, северный олень!" — можно сказать, просматривая фотоотчеты экспедиции. Прямо скажем, немногие из нас могут похвастаться встречей с натуральным оленем — лося-то, во множестве обитающего, например, в европейской части России, не все видели. Естественно, зоопарк или небезызвестная лосиная ферма в костромском Сумароково не в счет. А тут — пожалуйста, пасется себе, вокруг — вечная мерзлота, а ему все нипочем, даже вертолет.
А Заполярье? Terra incognita для одной и, надо признать, большей части жителей России, и знаменитые "севера" для другой. Мало где можно найти столько собранных в одном месте полезных советов о том, где можно переночевать, что посмотреть и как лучше попасть в то или иное место, относящееся к категории достопримечательностей в этой не самой посещаемой части нашей с вами страны. Все, конечно, субъективно, но ценности им добавляет то, что все проверено на личном опыте.
К разделу полезных советов можно отнести и специфические авиационные моменты — график работы аэропортов и аэродромов, которые, как выясняется, могут просто закрыться в 18.00 и затребовать дополнительной оплаты за прием воздушного судна в нерабочее время. Или, например, особенности технического обслуживания вертолета.
Отдельной строкой идет охота за знаками. Галерея, составленная из собственных фотографий на фоне, например, памятника Полярному кругу, или стелы, обозначающей уже упоминавшийся центр России, и прочих знаковых мест — вполне заслуженный повод для гордости. Особенно если принять в расчет способ, который ты избрал для попадания туда. Этим людям будет о чем рассказать внукам долгими зимними вечерами у камина…
Но это будет после. А пока мы продолжаем следить за ходом экспедиции "Россия 360", у участников которой впереди еще очень и очень много новых открытий, которыми они обязательно поделятся со всеми нами. Будет интересно!
Алексей Светозарский