МОСКВА, 16 июл — Прайм. Межгосударственный авиационный комитет (МАК), как и ожидалось, основной причиной, приведшей к крушению в апреле прошлого года самолета ATR-72 авиакомпании "ЮТэйр", назвал необработку судна противообледенительной жидкостью. Виновных в катастрофе еще предстоит определить Следственному комитету.
Авиакомпания, в свою очередь, еще до окончания расследования предприняла ряд мер — в частности, все воздушные суда теперь в обязательном порядке обрабатываются противообледенительной жидкостью.
МАК обнародовал отчет на 229 страницах во вторник.
Разбившийся самолет был выпущен в 1992 году. На момент катастрофы налет составлял 35,523 тысячи летных часов (49,663 тысячи посадок). В графе "сведения о ремонте судна" указано, что он эксплуатировался по безремонтной технологии эксплуатации, последнее периодическое техобслуживание было проведено "ЮТэйр-Техник" 22 января 2012 года. Предполетная подготовка была выполнена накануне вылета из аэропорта Тюмени. Судно застраховано не было.
Причины катастрофы
"Непосредственной причиной катастрофы самолета АТR72-201 VP-BYZ явилось принятие командиром воздушного судна решения на вылет без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолета снежно-ледяных отложений, обнаруженных экипажем при рулении воздушного судна, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолета и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также нераспознание экипажем выхода самолета на данный режим и, как следствие, непринятие мер для вывода самолета на эксплуатационные режимы полета", — говорится в сообщении МАК.
Отмечается, что сваливание самолета произошло на эксплуатационных углах атаки сразу после уборки закрылков, при включенном автопилоте, до срабатывания сигнализации о приближении к сваливанию.
Подробности о случившемся читайте в сюжете РИА Новости >>
Системной причиной катастрофы, по данным МАК, явились недостатки в организации наземного обслуживания самолета и подготовке персонала в ООО "ЮТэйр-Техник". Способствующими факторами стали: недостатки в системах управления безопасностью полетов "ЮТэйр" и управления качеством "ЮТэйр-Техник", недостатки первоначальной и периодической подготовки членов экипажа в части понимания степени опасности выполнения взлета с неустраненным наземным обледенением, возможная усталость членов экипажа из-за нарушения режима труда и отдыха при выполнении разделенных полетных смен, а также большая задолженность по отпускам.
Cогласно отчету, командир разбившегося самолета 1984 года рождения имел общий налет 2,602 тысячи часов (2,522 тысячи часов — на ATR 42/72). При этом на момент катастрофы у него было 111 неотгуленных отпускных дней, в 2011 году он отдыхал всего 8 дней, в 2012 году — 20 дней. Второй пилот 1988 года рождения имел общий налет 1,825 тысячи часов (1,765 тысячи часов — на ATR 42/72). На момент катастрофы у него было 123 неиспользованных отпускных дня, в 2011 году он не брал отпуск, а в 2012 году был в отпуске всего неделю.
Теперь следствие должно определиться с фигурантами дела, возбужденного по факту катастрофы ATR-72. По словам представителя Уральского следственного управления на транспорте СК, это будет не ранее чем после проведения комплексной авиационно-технической экспертизы. По предварительным оценкам, проведение этой экспертизы займет не менее двух месяцев.
Рекомендации МАК
По итогам расследования катастрофы с ATR- 72 МАК дал ряд рекомендаций как авиационным властям РФ, так и авиакомпании.
В частности, авиавластям РФ рекомендовано рассмотреть целесообразность разработки правил по технической эксплуатации, техобслуживанию и наземному обслуживанию судов с учетом международного и отечественного опыта. МАК также предлагает рассмотреть возможность создания пунктов контроля состояния поверхности ВС на предмет наличия наземного обледенения перед взлетом и ввести в перечень аэропортовой деятельности операции по наземному обслуживанию судов.
Авиакомпаниям, эксплуатирующим ATR 42/72, рекомендовано совместно с ATR провести летно-практическую конференцию по обмену опытом эксплуатации указанных судов. В процессе переучивания пилотов на ATR 42/72 рекомендовано в обязательном порядке предусмотреть выполнение упражнений "взлет с неустраненными снежно-ледяными отложениями на стабилизаторе".
"ЮТэйру" даны рекомендации, изложенные в 17 пунктах, в том числе доработать систему управления безопасностью полетов авиакомпании с учетом выявленных в ходе расследования недостатков, обеспечить строгое выполнение установленных ограничений по режиму труда и отдыха летного состава, а также по своевременному предоставлению отпусков. Генеральному директору "ЮТэйра" Андрею Мартиросову предписано рассмотреть вопрос о создании структуры по наземному обслуживанию, отвечающей установленным требованиям.
Производителю самолета компании ATR рекомендовано рассмотреть целесообразность внесения в документацию описания негативного воздействия наземного обледенения различных частей самолета, а также его влияния на характеристики устойчивости и управляемости.
Меры, предпринятые "ЮТэйром"
В 2012-2013 годах в компании "ЮТэйр" осуществлялось плановое совершенствование системы управления безопасностью полетов в области наземного обслуживания воздушных судов, сказали агентству "Прайм" в авиакомпании.
"В руководство по производству полетов внесены изменения, исключающие ситуационное принятие решения о противообледенительной обработке экипажем и наземным персоналом (практика "чистого крыла"), минимизировав влияние человеческого фактора. Обработка воздушного судна противообледенительными жидкостями проводится в 100% случаев при наличии метеорологических условий, предвестников обледенения — переход температуры воздуха через 0 градусов, мокрый снег, ледяной дождь", — сказали в компании.
В "ЮТэйре" отметили, что такая работа проведена с учетом лучших мировых практик, несмотря на значительный рост затрат на обработку воздушного судна, и носит инновационный характер для России.
"Авиакомпания регулярно проводит мониторинг агентов по наземному обслуживанию на предмет обязательного соответствия требованиям нормативных документов Российской Федерации в области гражданской авиации и требованиям руководящих документов авиакомпании. Проверяется наличие специальной техники, реагентов соответствующего класса и обученного персонала", — отметили в авиакомпании.
Группа "ЮТэйр" по итогам 2012 перевезла 9,38 миллиона человек. В парке группы более 250 самолетов и более 350 вертолетов различных типов и классов. НПФ "Сургутнефтегаз" владеет 60,67% акций авиакомпании, на балансе "дочек" "ЮТэйр" находится около 6,37% акций, менеджменту компании принадлежит около 0,4% акций, free-float — около 5%.