Рейтинг@Mail.ru
Подольский: исследование PIAAC оценит трудовые ресурсы России - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Подольский: исследование PIAAC оценит трудовые ресурсы России

© Фото : предоставлено НИУ ВШЭРуководитель PIAAC в России, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский
Руководитель PIAAC в России, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский
Читать ria.ru в
Дзен
Недавно Россия приняла участие в международном исследовании компетенций трудоспособного населения — PIAAС. В этом году станут известны первые результаты. О том, какие компетенции предполагается измерять, в интервью РИА Новости рассказывает руководитель PIAAC в России, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский.

Результаты исследований компетенций школьников (PIRLS, PISA, TIMSS) активно обсуждаются экспертами, учителями, родителями. Недавно Россия приняла участие в международном исследовании компетенций трудоспособного населения — PIAAС. В этом году станут известны первые результаты. О том, какие компетенции предполагается измерять, в интервью РИА Новости рассказывает руководитель PIAAC в России, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Подольский.

— Олег Андреевич, что такое PIAAC?

— Сегодня важно понимать, что должен уметь человек, какими компетенциями он должен обладать, соответствуют ли они требованиям современной жизни. PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competences) — это уникальное международное исследование компетенций взрослого населения. Оно проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2008 года. До сих пор в нем принимали участие только государства-члены ОЭСР, но недавно к PIAAC присоединилось еще несколько стран, в том числе и Россия. Сейчас в PIAAC принимают участие 27 стран. Среди них Австралия, Великобритания, Германия, Канада, Франция, Южная Корея и Япония. Уже после нашей страны к исследованию присоединились Греция, Турция, Новая Зеландия и еще несколько стран.

PIAAC изучает базовые компетенций взрослого населения — мужчин и женщин в возрасте от 16 до 65 включительно. Это грамотность чтения — навыки работы с текстовой информацией и умение принимать решения на ее основе; навыки вычисления; умение решать нестандартные задачи в современной информационно-технологической среде.

Проводится исследование так: в стране формируется репрезентативная выборка из пяти тысяч человек, где представлены люди из разных уголков страны, различных социальных слоев, разного возраста. Им дается анкета и набор определенных заданий. Результаты анализируются экспертами — в России этим занимаются специалисты Института образования НИУ ВШЭ. Официальный анонс первых результатов исследования планируется в октябре этого года.

— В чем смысл такого исследования? Со школьниками понятно — оценить работу системы образования…

— Дети — сравнительно отдаленное будущее страны, трудоспособные люди — ее настоящее и ближайшее будущее. PIAAC — первое в мире исследование базовых характеристик рабочей силы, от которых зависят важные профессиональные компетенции. Их отсутствие может составлять серьезную проблему для жителей вполне развитых стран.

Все задачи взяты из жизни. Так, есть задания, проверяющие базовые навыки вычисления: допустим, вам надо купить бананы. Они продаются по 25 рублей. Это — цена после скидки в 50%. Какова исходная цена? У некоторых людей уже такие задачи вызывают затруднения.

Или — задание на грамотность чтения: нужно понять текст и соотнести информацию с поставленной задачей. Бывает, что люди не умеют делать выводы.

Третья группа заданий измеряет такие компетенции, как умение пользоваться интернетом, электронной почтой и прочим. Во многих странах есть развитые мегаполисы и отдаленные села, есть население молодое и пожилое. Навыки использования компьютерных технологий у них будут разными.

Не хочу загадывать, но, по моим ощущениям от исследования, российские данные должны получиться интересными.

— Как вы считаете, что можно будет сделать с полученными данными в дальнейшем?

— Я могу сослаться на опыт Великобритании и Канады, где сходные по методике исследования компетенций взрослого населения начали проводиться до PIACC — еще в 1990-е годы. Они были сконцентрированы на базовой грамотности и навыках вычисления. Информационным технологиям внимания уделялось значительно меньше. Результаты выявили серьезные проблемы с элементарными навыками людей во многих странах — и, в частности, среди британского взрослого населения. В результате правительство этой страны инвестировало несколько миллиардов фунтов стерлингов в создание образовательных программ для взрослых, «подтягивающих» соответствующие компетенции.

Мы собираемся выяснить, как изучаемые в рамках PIAAC компетенции связаны с трудоустройством человека, его образованием, местом жительства. PIAAC — первая попытка измерить компетенции взрослых в России, и это откроет возможности для разработки профильных программ обучения и развития, для продолжения перспективных исследований базовых и профессиональных компетенций, в которых сегодня заинтересованы работодатели, рынок труда и общество в целом.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала