Многие решения в образовании сегодня принимаются на основе результатов независимых тестирований. Это итоговая аттестация школьников, включая ГИА и ЕГЭ, промежуточные экзамены, сравнительные исследования качества образования — PIRLS, TIMMS, PISA, оценки компетенций взрослых людей. Как готовят разработчиков таких тестов, в интервью РИА Новости рассказала руководитель магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орел.
— Екатерина Алексеевна, каковы общие принципы разработки материалов для централизованных экзаменов, будь то российский ЕГЭ или американский TOEFL?
— Любой централизованный экзамен не может быть основан на субъективных идеях конкретных людей. Его результаты объективны в том смысле, что за ними стоит сложный механизм апробации и "настройки" заданий теста с помощью различных статистических процедур. Результат этой работы даёт возможность принимать решения об уровне знаний человека и о том, в какой мере у него сформированы те или иные компетенции. Для нашей страны это очень актуально, налицо прогресс: несмотря на проблемы, которые возникают с организацией проведения ЕГЭ, качество контрольных измерительных материалов (КИМ) для него растет с каждым годом.
Но знания — это лишь одна из областей, какую мы должны оценивать. В связи с новыми стандартами для школ все чаще говорят о необходимости проверять компетенции, и для этого нужно разработать определенные показатели и способы их оценки. В высшей школе, в бизнесе они уже существуют. Так, слушатели нашей магистерской программы участвуют в разработке КИМов, которые используются в Высшей школе экономики для оценки знаний студентов, в их основе лежит компетентностный подход. Во многих компаниях отделы по работе с персоналом используют аналогичные инструменты, чтобы оценить компетенции сотрудников и принимать кадровые решения.
Те, кто умеет конструировать тесты для студентов и школьников, давать их обоснование, и те, кто разрабатывает методики отбора персонала, — по большому счету, одни и те же специалисты. Во всем мире на них сегодня огромный спрос.
— С одной стороны, есть ЕГЭ и ГИА, с другой стороны — PIRLS, TIMMS и PISA, на результаты которых часто ссылаются эксперты в области образования. В чем разница в подходах?
— Мы много работаем с данными международных сравнительных исследований, проводим их содержательный анализ. Их задания ориентированы не просто на то, чтобы выявить наличие или отсутствие того или иного знания, а на то, как школьник умеет эти знания применить. Задания составлены так, чтобы вписать это знание в контекст реальной практики. Понятно, что если ГИА и ЕГЭ — это экзамены с высокими ставками, то от результатов международных сравнительных исследований не зависит судьба конкретных учеников.
— Чем занимаются выпускники программы "Измерения в психологии и образовании"? Какие тесты они разрабатывают?
— Как показывает опыт трудоустройства, они работают в разных сферах, так или иначе связанных с измерениями, — занимаются соответствующими исследованиями в социальных науках, анализируют данные ЕГЭ, разрабатывают мониторинги для школ, занимаются оценкой персонала в крупных компаниях. Среди выпускников есть и преподаватели.
Еще один актуальный тренд — компьютерное тестирование. Компьютер дает большие возможности для оценок, можно уже в процессе тестирования увидеть, как развиты у человека компетенции, и тут же более тонко подстроить задания под его уровень, чтобы дать более четкую и дифференцированную картину его компетентности.
— Как строится обучение? Какие курсы должен освоить человек, которому предстоит разрабатывать материалы для всевозможных тестирований?
— В учебном плане нашей программы мы стараемся добиться баланса между курсами чисто математическими, начиная статистикой и заканчивая методами многоуровневого моделирования, и психологическими. Специалист не просто должен работать с цифрами, но и понимать, что за ними стоит. Мало знаний математики, нужно понимать психологические процессы, которые приводят человека к результату. Очень важен мировой опыт измерений в области психологии и образования, поэтому у нас много зарубежных преподавателей — например, из Стэнфорда, Бостон-колледжа, перед нашими студентами выступали те, кто придумал исследование PISA.
— Какое базовое образование должен иметь специалист по измерениям в образовании? Ведь аналогичных программ нет на уровне бакалавриата.
— К нам приходят с самых разных направлений — не только психологи, но и педагоги, социологи, специалисты из социальных, гуманитарных наук. Поэтому все курсы начинаются с вводной, адаптационной части, и мы стараемся гибко подстроить содержание курсов под уровень студентов. Как показывает практика, студенты разных специализаций достаточно легко встраиваются в учебный процесс.
Подготовила Екатерина Рылько, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости