Валерия Павлова
В российский прокат выходит фильм Ричарда Линклейтера "Перед полуночью" - третья часть истории американца Джесси и француженки Селин, которая получилась еще лучше, чем две предыдущие.
В первом фильме "Перед рассветом" в 1995 году двадцатилетние герои знакомятся в поезде и сходят вместе в Вене, где гуляют всю ночь до рассвета, разговаривая ни о чем и обо всем. На утро телефонами они не обмениваются, то ли испугавшись неожиданной влюбленности, то ли поверив в ее силу, договариваются встретиться ровно через полгода на том же перроне. В следующий раз мы встречаем их уже через девять лет в Париже ("Перед закатом"), куда несчастливо женатый Джесси приезжает со своей книгой, сюжет которой основан на событиях той ночи в Вене, а Селин приходит на его презентацию в книжный "Шекспир и компания". У них снова всего несколько часов, чтобы обсудить все на свете и понять, что чувства никуда не делись. В "Перед полуночью" Джесси и Селин наконец-то вместе, проводят отпуск в Греции с двумя дочерьми. Они уже не молоды, но все также откровенны друг с другом и любят поговорить.
Кадр из фильма "Перед полуночью"
Сценарий фильма "Перед полуночью", как и предыдущего, Линклейтер написал в соавторстве с актерами Итаном Хоуком и Жюли Дельпи. И в отношении этой истории, как мало какой другой в кино, с уверенностью можно сказать, что она о них, обо всех троих. Изначально режиссер придумал этих персонажей после знакомства много лет назад с женщиной в Филадельфии, с которой они провели в разговорах целый день, но потеряли контакт. По мере развития сценария личная драма Линклейтера стала историей Хоука и Дельпи, не их влюбленности, а того, что их волновало сначала в двадцать, потом в тридцать, а теперь вот в сорок лет.
Кадр из фильма "Перед полуночью"
Сначала третья картина о Джесси и Селин пугает своей идеалистичностью. В доме друзей за большим столом вместе с героями собираются еще две влюбленные пары и двое одиноких стариков, говорят о любви и о современных технологиях в жизни влюбленных. Молодые рассказывает историю своего знакомства, которая смутно напоминает сюжет "Перед рассветом", только они обменялись контактами и их чувства на расстоянии укрепились благодаря соцсетям и окошку скайпа, позволяющему даже засыпать вместе, хоть и на расстоянии. Одна фраза романтичнее другой, и патока прямо-таки разливается в воздухе. Но когда Джесси и Селин остаются одни, в кадре появляются легкость и спонтанность, так характерные для предыдущих частей. Они, как и прежде, гуляют по городу, забрасывают друг друга вопросами, перепрыгивают с одной темы на другую, спорят и много смеются. Но с каждым шагом по греческому городку все сильнее ощущается назревающий конфликт из-за сына Джесси от первого брака, с которым отец вынужден редко видеться и поэтому хотел бы перебраться к нему поближе, в Чикаго из Парижа. Поначалу они пытаются убедить себя в несерьезности проблемы и свести все к шутке, но, вновь и вновь возвращаясь к теме, открывают "ящик Пандоры": все недомолвки, неудовольствия, претензии, скопившееся за несколько лет совместной жизни, оказываются высказанными. Не давая передышки ни себе, ни зрителю, они выкрикивают наболевшее, цепляясь к словам и интонациям друг друга. При этом их замечания точны и остроумны, а ситуации мгновенно вызывают узнавание у зрителей. Герои Дельпи и Хоука рассказывают историю не только свою, но и всех тех в зале, которые надеялись после свадьбы на happy ever after, а получили реальность с ее выматывающим бытом, забытыми мечтами, страхами, усталостью, недопониманием и проблемами на работе.
"Перед полуночью" развивает историю Джесси и Селин из плоскости разговорной комедии, небанальной и остроумной, но все-таки почти бесконфликтной, вглубь, вскрывая по нарастающей больные точки сорокалетних, замужних и запутавшихся, но при этом оставляя им надежду и не разрушая веру в настоящую любовь.
Кадр из фильма "Перед полуночью"