Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
В интернете все равны
Очень трудно понять, до чего договорились американцы с китайцами на своей отдельной от "диалога" сессии. Разговор, судя по китайским официальным сообщениям, был "откровенный", то есть ругались здорово. И все же продолжали говорить, предлагать идеи…
В общем, диалог идет. А это само по себе – событие. Потому что совсем недавно он был не совсем диалогом. А американской атакой.
Сегодня в Пекине всю эту историю активно комментируют. Главная китайская мысль такая: нужны международные правила о том, как не вредить друг другу через интернет. И у США нет монополии на то, чтобы эти правила диктовать. Давайте все вместе договоримся, чтобы не расшатывать экономику, безопасность, режимы друг друга.
Здесь надо напомнить, что совсем недавно был момент, когда администрация Барака Обамы чуть было не прижала в угол китайцев именно по вопросу об интернет-безобразиях. Это происходило накануне интереснейшего события – неформальной встречи Обамы с китайским лидером Си Цзиньпином в Калифорнии в начале июня. Где должна была выработаться некая новая модель отношений двух стран.
Без драки новые модели отношений вырабатываются редко. Накануне, в течение нескольких месяцев, мы только и слышали об американских обвинениях Пекина в том, что китайцы проникают в американские информационные системы, в том числе военно-стратегические. И, кстати, никто не доказал, что обвинения были ложные. Это был главный американский кнут в разговоре, хотя были и пряники.
Мы до сих пор не знаем многого из того, что было сказано двумя лидерами на их калифорнийской встрече. Зато мы знаем, что произошло буквально в день ее окончания, и имеет прямое отношение к кибер-безопасности и произволу в интернете. В Китай сбежал Эдвард Сноуден, раскрывший секреты американских программ слежения за всем миром через те самые киберсети.
Бомба взорвалась вовремя
Из гонконгского отеля "Миракс" он скрылся 10 июня, в тот самый день, когда Си Цзиньпин с улыбкой покидал Калифорнию. Обвинения американскими властями Сноудену в разглашении гостайны были предъявлены 21 июня. К нам в Шереметьево он прилетел 23 июня.
Собственно, почему работник ЦРУ и по совместительству борец за всемирную открытость Сноуден направился из США именно в Гонконг – часть Китайской Народной Республики, хотя и с особенностями законодательства? Сноуден лечится от эпилепсии и, как заявил при отъезде начальству, нуждался в отпуске, но Гонконг – никак не санаторная зона, скорее наоборот.
Возможный ответ на этот вопрос очень прост: потому что никакой другой стране мира в тот момент не были так выгодны разоблачения Сноудена. Они, конечно, могли произойти и накануне встречи Обамы и Си – но тогда самой встречи бы просто не было, Обаме пришлось бы от нее отказаться. Ведь что именно раскрыл Сноуден – программу, по масштабам превосходящую, а по сути повторяющую то самое, в чем американцы попытались обвинить Китай. И, кстати, направленную и против Китая тоже.
В общем, у американцев с их обвинениями почти ничего не вышло (такие вещи очень сложно доказывать). Зато вышло у Сноудена. То есть у Китая. Не забудем, что первой газетой, куда беглец начал сливать информацию, была гонконгская англоязычная Sunday Morning Post.
Сноуден мог бы после этого полететь прямо в Пекин, но тогда китайским властям было бы очень сложно. А Гонконг с его статусом – это другое дело, почти нейтральная зона. Кстати, разоблачитель уже посмеялся над вопросами на эту тему: если бы я был китайским шпионом, то уже имел бы дворец в Пекине… Но он шпионом не объявлен. И сохраняет репутацию "гражданина мира", борющегося за всяческое добро и свободу. Очень разумно и красиво.
Что касается американо-китайского диалога о том, кто в нашем мире есть кто и какие в нем должны быть правила поведения, то диалог продолжается. Сноуден выступил в нем в роли "уравнителя" (раньше этим словом на диком Западе США называли "кольт"). Но есть множество прочих уравнивающих и взывающих к осторожности факторов. Например, ускорение роста в США и замедление его в Китае, или тот факт, что каждые 24 минуты через Тихий океан стартует самолет из Китая в США или наоборот, и множество всего прочего. Ну, а Сноуден, похоже, заслужил покой в Венесуэле.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции