Аркадий Дубнов, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.
Заявление президента США о возможности полного вывода американских войск из Афганистана к концу 2014 года тянет на сенсацию. Но, как заметил мне по этому поводу один высокопоставленный международный чиновник, работающий в Азии, "да кто ж ему это позволит!…".
Строптивый Карзай
Строптивость президента Афганистана Хамида Карзая, которому предназначена филиппика раздраженного американского президента, становится тем более отчаянной, чем ближе срок истечения его полномочий: в 2014-м в стране президентские выборы, и уже объявлено, что сам Карзай не будет выставлять свою кандидатуру.
Но пока он президент, Соединенные Штаты вынуждены с ним считаться. Во всяком случае, именно от Карзая зависит окончательная судьба соглашения между США и Афганистаном о стратегической безопасности, которое призвано определить условия дальнейшего военного присутствия Вашингтона в Афганистане.
Один из ключевых пунктов документа, на котором настаивают американцы – вывод их военных из-под юрисдикции Кабула. Афганцы этому противятся. Они не хотят терять контроль над действиями американцев, учитывая трагические ошибки их беспилотников, целившихся в боевиков, а попадавших в мирных жителей…
Подробнее о выводе войск НАТО из Афганистана читайте в подборке новостей РИА Новости >>
Афганский зигзаг
В результате этого демарша движение "Талибан" закрыло на неопределенный срок свой контактный офис в Катаре, где, как предполагалось, должны были пройти переговоры талибов с США.
Офис открылся 18 июня, однако встреча не состоялась – скандал разразился вокруг символики офиса, которая возмутила Кабул. В названии представительства было использовано наименование "Исламский Эмират Афганистана" (так называлось самопровозглашенное государство на территории Афганистана в период правления талибов с 1996 по 2001 год). Власти Катара распорядились переименовать офис и снять с него флаг так называемого эмирата.
Жесткость Хамида Карзая, cтремящегося не допустить легитимации талибов, была поддержана Москвой. Это продемонстрировал встретившийся с ним в Кабуле 3 июля спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов.
О позиции Пекина на этот счет пока ничего не известно. Однако сложно было бы предположить, что китайцы будут приветствовать усиление влияния радикальных афганских исламистов, особенно на фоне недавних беспорядков у себя в Синцзяне, где Пекину не удается справиться с сопротивлением своих собственных исламистов.
Вполне возможно, что нынешний "афганский зигзаг" станет предметом обсуждения уже через пару дней на совещании Совета министров иностранных дел ШОС, которое состоится 13 июля на Иссык-куле.
Соглашение в обмен на преемника
Сопротивление Карзая американскому патрону выглядит серьезным, и Обама вынужден с ним считаться. Афганцы – цепкие переговорщики и умеют добиваться своих целей.
Одна из них просматривается четко: Карзай готов обменять свое согласие с американскими условиями стратегического соглашения по безопасности на согласие Вашингтона не противиться поддержке ставленника Карзая на президентский пост в Афганистане.
Правящим элитам в этом регионе подобная перспектива только в страшном сне может привидеться. Ведь всего месяц назад на конференции в Вашингтоне помощник госсекретаря США Роберт Блейк пообещал им, что "США не уйдут из региона" после 2014 года…
Обама вспомнил, что получил Нобеля за будущий мир?
При всей антиамериканской риторике, модной нынче на пространствах Евразии, пробный шар с "нулевым вариантом", запущенный Вашингтоном, вряд ли встретит поддержку среди ответственных лидеров России и Китая.
С другой стороны, нельзя не признать эту пугалку Обамы удачным пиаровским ходом в ответ на конспирологические изыски, согласно которым Америка останется навсегда со своими военными базами в Афганистане, чтобы держать под прицелом весь регион.
А вот что вы скажете теперь, будто говорит усталый Обама, вот возьмем и вправду уйдем, и что будете делать?..
Правда, как писал в мае этого года о президенте США журнал The New Yorker, "если Буш производил впечатление человека, принимающего решения бездумно, Обама, напротив, колеблется, до конца не зная, как ему действовать дальше".
Очевидно, Обама не забыл, что Нобелевскую премию мира он получил в 2009 году лишь авансом, который еще не отработан. "Наши систематические усилия по нейтрализации террористических организаций будут продолжаться… но эта война, как и все войны, должна закончиться. Так подсказывает история. Этого требует наша демократия", – заявил он два месяца назад.
Ну, что ж, звучит убедительно. Во всяком случае, по поводу "этой войны"…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции