В 2023 году Россия могла бы отметить 250-летнюю годовщину с момента начала бунта Пугачева. Но вспомнить пришлось досрочно и совсем не радостно. Слово "Пугачев" и до 2013 года вызывало в сердце любого россиянина массу разнообразных эмоций. Но теперь у него появилась еще одна грань. В чем реальная подоплека произошедших в городе Пугачев драматических событий? Какие уроки должно из них извлечь наши государство и общество?
Первый секретарь ЦК компартии Узбекистана Рафик Нишанов принимал в те дни участие в Съезде народных депутатов в Москве. На съезде его попросили дать свою оценку причин происходящего. Опытный политик Нишанов сразу заявил, что пока у него нет достаточного количества данных для анализа. Но затем он сделал добавление, которое вошло в историю.
Ассоциацию с современностью налицо, вам не кажется? В Фергане 1989 года — бытовая ссора из-за клубники на базаре. В Пугачеве 2013 года — бытовая ссора из-за девушки. Естественно, по своему масштабу эти две трагедии несравнимы. Но являются ли столь же принципиально разными их спусковые механизмы?
С моей точки зрения, события в Фергане даже не говорят, а кричат об одном: если бытовая ссора выливается в массовые беспорядки, то быт выступает лишь в роли предлога.
Вот как эту мысль блестяще сформулировал сам Рафик Нишанов: "Надо все-таки улавливать разницу между понятиями "повод" (который сам по себе может быть случайным, вздорным, но ведущим к трагедии) и "причины", кои по определению случайными не бывают".
Что было причиной трагедии в Фергане? Прежде всего — упадок экономики советского Узбекистана. Союзный центр заставил республику сосредоточиться исключительно на выращивании хлопка.
Вот как Рафик Нишанов описал то, к чему эту привело: "Монокультура высасывала живительные соки, доканывала республику. Сельское население бедствовало, надрываясь на хлопковых полях. Города не могли обеспечить занятость. Безработица росла. Молодежь слонялась без дела и без перспективы. Дополнительных земель, как и дополнительной работы, в обозримом будущем не просматривалось. Рост населения в сочетании с падением стандартов жизни рождал чувство безысходности. Чем не питательный бульон для агрессивности, озлобления, поиска виноватых в собственных бедах?"
Смотрите фотоленту Пугачевский "бунт": акции протеста из-за гибели десантника >>
Какой именно комплекс причин стоит в основе этой тенденции? Сразу оговорюсь: я пока не готов назвать все эти причины. Социальные процессы хорошо видны со стороны. А когда ты, как и все остальное население страны, находишься в эпицентре этих процессов, может возникать "эффект чащи": за деревьями сложно увидеть лес.
Вот, например, очень показательное сообщение, которое в среду появилось на лентах новостей: "Следователи проводят проверку по заявлению жителя города Свободного Амурской области, который утверждает, что в присутствии полицейских его избили граждане Китая. Начальник Свободненского отделения полиции заявил, что избитый мужчина, предположительно, сам был зачинщиком конфликта в кафе".
До окончания следствия мы, естественно, не можем делать никаких выводов о том, что на самом деле случилось в этом злополучном кафе. Но объяснения начальника местной полиции, как минимум, вызывают серьезные вопросы. Мне, например, лишь во вторую очередь интересно, был ли избитый мужчина зачинщиком конфликта или невинно пострадавшим. А в первую очередь интересно вот что: правда ли, что полицейские безучастно наблюдали за избиением?
Надеюсь, что неправда. Но, к сожалению, очень многие россияне уверены: случись с ними беда, сотрудники правоохранительных органов постараются остаться в роли нейтральных наблюдателей. Именно подобная убежденность, с моей точки зрения, и сыграла в Пугачеве роль бикфордова шнура.
Вера граждан в правоохранительные органы своей страны — обязательное условие гармоничного функционирования государства. Сегодня, в силу тех или иных причин, эта вера — предмет острого дефицита. А значит, уверенности в том, что беспорядки в Пугачеве были последними в своем роде, нет и быть не может.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции