Рейтинг@Mail.ru
Владимир Урин стал новым руководящим импульсом Большого театра - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Владимир Урин стал новым руководящим импульсом Большого театра

Читать ria.ru в
Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, этот пост займет Владимир Урин, руководивший Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Об этом во вторник объявил Владимир Мединский на встрече руководителей творческих коллективов ГАБТ.

МОСКВА, 9 июл — РИА Новости, Ольга Дедова. Смена генерального директора Большого театра, главной сценической площадки России — продолжила серию кадровых перестановок в учреждениях культуры и искусства, проводимых министерством культуры. Во вторник на встрече руководителей творческих коллективов ГАБТ глава ведомства Владимир Мединский сообщил собравшимся об отставке Анатолия Иксанова, который теперь займет пост советника министра по театральному делу. Большой театр же теперь возглавит Владимир Урин, руководивший до этого Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В последние годы о Большом театре говорили много, и в основном это были разговоры, далекие от творческого процесса. Строительство Новой сцены, реконструкция Старой, аферы спекулянтов, сбывавших билеты на спектакли по баснословным ценам, судебные тяжбы с танцовщиками, нападение на худрука балетной труппы Сергея Филина и многое другое. Говорить о смене руководства в Большом в театральной среде начали задолго до объявления министра.

Мединский о назначении Урина: наши действия не являются спонтанными
9 июля 2013, 14:50

Сам Мединский подчеркнул, что "непростая ситуация говорит о том, что театр нуждается в обновлении, решение (о назначении нового гендиректора — ред.) не является спонтанным, оно угадывается в концепции развития министерства культуры". При этом он отметил и заслуги Иксанова за 13 лет на посту главы ГАБТа: "завершена реконструкция (Старой сцены — ред.), открыта Новая сцена, но все прекрасно понимают, что человеческие силы имеют предел". А зампред правительства Ольга Голодец добавила, в свою очередь, что годы работы Иксанова в Большом театре были временем "серьезных достижений".

Семь ярких страниц, благодаря которым запомнится Анатолий Иксанов в качестве директора Большого – в материале проекта Weekend >>

Иксанов же на встрече во вторник в основном молчал, сказав с итоге с комом в горле: "Спасибо Большому".

Освобожденный от должности гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов во время представления коллективу ГАБТ нового главы В.Урина
Новый гендиректор Большого театра Владимир Урин и его предшественники - в фотоленте РИА Новости

 

Заслуги VS. вопросы

Отставка Иксанова стала для его коллег большой утратой. Зампред Попечительского совета Большого театра Михаил Швыдкой отметил, что это настоящая потеря для отечественной культуры вообще. Сегодня, по его словам, Большой — это театр, который входит в узкий круг лучших оперных и балетных коллективов мира, и это во многом — заслуга директора. Он добавил, что Иксанов все 13 лет своего пребывания на посту директора театра тащил невероятную ношу, придя в Большой в сложное время. Ему пришлось заниматься строительством, превращать театр в финансово прозрачную организацию. Швыдкой напомнил, что до того, как Иксанов занял свой пост в ГАБТ, он работал в Большом драматическом театре имени Товстоногова вместе с Кириллом Лавровым, который очень не хотел его отпускать.

"С моей точки зрения Иксанов — самый опытный театральный директор. Владимир Урин тоже человек с большим театральным опытом, ему повезло, он получает Большой в хорошем состоянии. Те публичные скандалы, которые были во многом спровоцированы прессой, к реальной жизни театра не имеют отношения. Большой — устойчивая организация, обладающая большими творческими возможностями", — сказал Швыдкой РИА Новости.

Управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра России оперная певица Маквала Касрашвили рассказала РИА Новости, что Иксанов был одним из лучших глав ГАБТа. "Я работаю здесь уже 48-й год, на моей памяти сменилось много директоров. Он — один из лучших руководителей. Он поднял уровень театра после периода упадка. С его приходом театр вернулся на свою высоту, вернул свою славу. Оперная труппа всегда очень хорошо относилась к нему. У нового руководителя наверняка будет своя линия, свои планы. Если он найдет здесь единомышленников, то это будет оправдано", — сказала Касрашвили.

Гендиректор театральной премии "Золотая маска" Мария Ревякина отметила заслуги Иксанова как "профессионального директора". "Когда началось строительство театра, и когда он пришел, через несколько лет уже было понятно, что никто, кроме него, пожалуй, это строительство потянуть не смог бы. Он выстроил команду и подобрал профессиональный менеджмент. Но ГАБТ — это очень сложный, имперский театр, со сложной внутренней жизнью. Большой нельзя сравнить ни с одним музтеатром в России", — сказала РИА Новости Ревякина.

Завершение реконструкции Большого театра в Москве
"Иксанов много сделал, но все как-то закрутилось"
Мнения же о причинах смены руководства Большого разделились. Так Швыдкой сомневается в том, что отставка Иксанова связана с его конфликтом с Цискаридзе, так как он уже ушел в историю. "Но в последнее время в театре действительно было слишком много публичных поводов, включая недоразумение со Светланой Захаровой", — отметил он.

А вот худрук РАМТ Алексей Бородин другого мнения на этот счет. "Очевидно, что накопилось много противоречий. Иксанов много сделал, он провел реконструкцию, но все как-то закрутилось", — сказал он РИА Новости, добавив, что одной из причин отставки Иксанова считает его затянувшийся конфликт с экс-премьером ГАБТа Николаем Цискаридзе, с которым не продлили контракт, и он был вынужден оставить театр. "Не надо было выносить конфликт на публику, надо было решать все внутри", — отметил собеседник агентства.

Достижения VS. опасения

Однако причины отставки теперь уже не так важны — на первый план выходит тот факт, что урегулировать имеющиеся в Большом театре проблемы теперь придется Владимиру Урину. В театральном мире он известен как сильный руководитель и профессионал, который начал свою театральную деятельность еще в 1973 году, став директором кировского ТЮЗа. В 1981 году он переехал в Москву, где возглавил Кабинет детских и кукольных театров ВТО (ныне — Союз театральных деятелей России). В 1987-1996 годах дважды избирался секретарем правления СТД России. Уриным была задумана и реализована идея учреждения национальной профессиональной премии в области театра "Золотая Маска".

В 1995 года Урин стал генеральным директором Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Под его руководством разработана и воплощена в жизнь идея кардинальной реконструкции здания театра. С 1997 года он — также генеральный директор Международных фестивалей современного танца, проводимых Музыкальным театром совместно с культурными центрами и посольствами стран Европы, Канады и США. Заведующий кафедрой менеджмента и экономики исполнительских искусств Школы-студии МХАТ, профессор.

Владимир Урин
Биография Владимира Урина
За годы его руководства Музтеатр Станиславского, по мнению многих экспертов, многократно укрепил репутацию высокопрофессионального театра с четкой репертуарной политикой и собственными яркими звездами — как в опере, так и в балете. В отличие от Большого театр Станиславского редко давал поводы для обсуждения вопросов, не связанных с творчеством. Такими поводами стали два пожара в 2003 и 2005 годах, в результате которых театр практически полностью выгорел (второй пожар произошел уже в процессе реставрационных работ и задержал запланированное открытие театра). Еще одна мрачная история случилась в 2004 году, когда главный балетмейстер театра Дмитрий Брянцев пропал без вести в Чехии (позже выяснилось, что его убили из корыстных мотивов). Наконец, скандал сопровождал постановку оперы Бриттена "Сон в летнюю ночь" летом 2012 года. Постановщиков обвинили в педофилии и пропаганде наркотиков, однако ни одно из этих обвинений не подтвердилось, а в итоге постановка "Сна" получила премию "Золотая Маска" в номинации "Лучший спектакль в опере".

Однако, несмотря на все его заслуги, Урин поначалу отказался от предложенной ему должности директора Большого театра. Он отметил, что понимает, какой груз ответственности он взял на себя, дав согласие возглавить ГАБТ, и что это решение было для него очень непростым. "Когда Владимир Ростиславович (Мединский — ред.) предложил мне это, не скрою, я сначала ответил отказом. И только потом, по очень серьезному размышлению и взвешиванию всех обстоятельств, я дал согласие. Я хотел бы поблагодарить, что мне предоставлена такая честь — возглавить этот театр", — сказал он.

Урин также добавил, то благодарен Иксанову, который позвонил ему и сказал, что поддерживает его кандидатуру и будет помогать ему не только передавать дела, но и начинать работу в ГАБТе. "Я понимаю, что это всегда очень сложно психологически, по-человечески. Мне кажется очень важным, что это переход от одного руководителя к другому происходит в цивилизованном поле — нормальном, спокойном, деловом, а не так, как у нас иногда бывало, когда руководители иногда узнавали о том, что они сняты с должности из СМИ или из сообщений соответствующих органов", — отметил Урин.

Намерения VS. реалии

О дальнейшей судьбе Большого театра Урин отказался говорить в подробностях, отметив, однако, что не планирует революционных действий и кадровых перестановок и рассчитывает на помощь и поддержку коллектива. "Я не планирую никаких революций и прекрасно понимаю, что в этом театре, как и в любом другом, один человек ничего сделать не сможет. Я очень надеюсь, что большинство людей, работающих в этом театре, талантливых, замечательных людей, будут моими союзниками. И только вместе мы сможем решать те проблемы, которые есть сегодня — как и в любом коллективе, в Большом театре. Будем работать. Спасибо за доверие", — сказал Урин.

Он также отказался пока комментировать обстановку и различные ситуации в ГАБТе, сославшись на то, что требуется время для того, чтобы разобраться. "Как только это произойдет, я соберу пресс-конференцию и объявлю о дальнейших действиях", — пообещал он.

В свою очередь, эксперты уже с нетерпением ждут урегулирования проблем ГАБТа. Надежду на это озвучил Михаил Швыдкой, отметив, вместе с тем, что "новый директор будет самоубийцей, если вернет Николая Цискаридзе в театр, а за Уриным страсти к суициду я не замечал". А художественный руководитель театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман, давно знакомый с Уриным, считает его человеком, "который может стать "скорой помощью" для Большого театра, который любит театр, знает его". "Владимир Георгиевич — настоящий рыцарь театра. Он — не закрытый чиновник, который сидит в кабинете. Это человек, который все время будет находиться с артистами в зале, смотреть спектакли. Он — такой человек, он любит своих артистов, он приглашает всегда интересных постановщиков", — рассказал РИА Новости Бертман.

Мария Максакова-Игенбергс
С приходом Урина ГАБТ обретет творческую стабильность, надеются в ГД
По его словам, опыт нового директора Большого театра "рождался из главного российского театрального сообщества — Союза театральных деятелей, которым он руководил до работы в театре Станиславского, поэтому администрирование у него сочетается с любовью к своему делу и актерам". "Урин построил замечательный театр Станиславского, который и творчески, и экономически очень успешно развивается, и сможет сейчас организовать творческий процесс в Большом театре. Владимир Георгиевич — человек репертуарного театра, и я уверен, что он уделит огромное внимание формированию труппы", — считает Бертман, добавив, что "сейчас слабое звено — невозможно, как раньше, назвать плеяду звезд из Большого театра, потому что труппа малочисленная".

И.о. министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры Москвы Сергей Капков уверен, что профессионализм Урина даст новый творческий импульс развитию Большого театра. "Я знаю, что он часто консультирует и московские, и региональные театры не только по вопросам, связанным с заключением коллективных договоров с артистами, но и даже по вопросам репертуарной политики", — цитирует слова Капкова пресс-служба департамента культуры.

По его словам, Урин относится "к первой десятке топ-менеджеров российского театрального сообщества". "Он — один из тех, кто лично участвовал в формировании всей российской законодательной базы, касающейся исполнительского искусства. Владимир Георгиевич добился, чтобы театрам позволили заключать контракты с отдельными режиссерами и исполнителями без конкурсных процедур, предусмотренных 94 ФЗ. Предложение по изменению в Трудовой кодекс, касающееся конкурса на творческие должности, также корректировалось после консультаций с руководителями ведущих театров, в том числе с Уриным", — отметил Капков.

Ара Карапетян
Биография Ары Карапетяна
Также эксперты называют новое назначение умным, верным и взвешенным решением Минкультуры, а также наилучшей кандидатурой на пост директора театра. Худрук РАМТ Алексей Бородин рассказал РИА Новости, что такого уровня профессионалов, как Урин, немного. По его мнению, одно из главных достоинств Урина то, что он не стремится все решать сам. "Он профессионал, и решает вопросы, не претендуя на лидерство в театре — и в этом его сила. Урин справится, я в этом совершенно уверен", — пояснил Бородин.

Что касается отрицательных моментов, то все отмечают большую потерю театра Станиславского и Немировича-Данченко в связи с уходом Урина. На данный момент и.о. директора в театре станет первый заместитель Урина — Ара Карапетян, который работает в театре с 1997 года.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала