Рейтинг@Mail.ru
Реконструкция, перекупщики и Цискаридзе. 13 лет Иксанова в Большом - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реконструкция, перекупщики и Цискаридзе. 13 лет Иксанова в Большом

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкГенеральный директор Большого Государственного Академического Театра Анатолий Иксанов
Генеральный директор Большого Государственного Академического Театра Анатолий Иксанов
Читать ria.ru в
Дзен
Анатолий Иксанов, с 2000 года занимавший должность гендиректора Большого театра, отправлен в отставку, а его пост в скором времени займет бывший руководитель Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин. За 13 лет, в течение которых Иксанов возглавлял ГАБТ, главный театр страны пережил немало изменений и потрясений. Семь ярких страниц, благодаря которым запомнится Анатолий Иксанов в качестве директора Большого – в материале проекта Weekend.

Анатолий Иксанов, с 2000 года занимавший должность гендиректора Большого театра, отправлен в отставку, а его пост в скором времени займет бывший руководитель Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин. За 13 лет, в течение которых Иксанов возглавлял ГАБТ, главный театр страны пережил немало изменений и потрясений. Семь ярких страниц, благодаря которым запомнится Анатолий Иксанов в качестве директора Большого – в материале проекта Weekend.

Эксперты об отставке Иксанова: он много сделал, но все как-то закрутилось >>

1. Новая сцена

Первым важным событием, связанным с руководством Иксанова, стало открытие Новой сцены – театра оперы и балета, входящего в комплекс Большого театра. Сцена открылась 29 ноября 2002 года оперой Римского-Корсакова "Снегурочка". Когда спустя три года началась реконструкция основного здания театра, Новая сцена стала местом, где шли все его постановки. Здесь же теперь проводится театральный фестиваль "Золотая маска".

© Государственный академический Большой театр России
Новая сцена Большого театра

2. Реконструкция Большого театра

28 октября 2011 года обновленное здание Большого театра открылось после грандиозной реконструкции, которая задумывалась для того, чтобы вернуть зданию исторический облик, а также для того, чтобы у здания появилось продолжение основной сцены - арьерсцена для монтажа и смены декораций.

© РИА Новости, Руслан Кривобок
Реконструкция Большого театра

В Большом были восстановлены интерьеры здания позапрошлого века, в том числе лепной декор в зрительном зале, который потом покрывали сусальным золотом по старинной технологии, ложи и залы украсили тканями, изготовленными вручную по технологиям ткацких мануфактур XIX века. В зрительный зал вернулось его главное украшение - знаменитая трехъярусная люстра с двадцатью тысячами хрусталиков, а барельефы государственного герба СССР на фасаде были заменены на барельефы исторического герба России. Несколько месяцев шла работа над восстановлением знаменитого плафона "Аполлон и музы".

Обновленный Аполлон на фронтоне здания предстал с лавровым венком в правой руке, прикрытый фиговым листом - эти элементы были утрачены и восстановлены по фотографии XIX века.

После открытия в обновленном Большом появились подземная часть и сцена-трансформер, меняющая конфигурацию в зависимости от режиссерского замысла и позволяющая артистам незаметно исчезать и появляться, у артистов появились шестиуровневые гримерные. Общая площадь здания, вместе с подземными помещениями, увеличилась на 30 тысяч квадратных метров.
По сообщениям Счетной палаты, реконструкция театра обошлась в 35, 4 миллиардов рублей.

Первоначально открыть здание предполагалось в 2008 году, затем в 2009-м, но объем работ оказался слишком велик. Ход реставрации не раз вызвал нарекания со стороны руководства и властей, повлекших ряд скандалов с подрядчиками. Так, в 2009-м прокуратура возбудила уголовное дело по факту необоснованно израсходованных денег, выделенных на реставрацию, после чего руководитель реконструкции ушел в отставку, а суд взыскал с генподрядчика около 30 миллионов рублей. В июне 2013-го года стало известно об обвинениях в адрес гендиректора ООО ПО "Теплотехник" Александра Семченко, которого подозревают в хищении 90 миллионов рублей при ремонте Большого театра в Москве, и его заключении под домашний арест.

3. Громкие премьеры

Большой театр был и остается ведущим театром страны. В период руководства Анатолия Иксанова ГАБТ лишь укрепил свои позиции. Сегодня главное место в репертуаре занимают шедевры русского и мирового музыкального театра XIX-XX веков в постановке известных отечественных и зарубежных режиссеров. В 2007 году Александр Сокуров поставил оперу Мусоргского "Борис Годунов", в 2011 году Кирилл Серебренников - оперу Римского-Корсакова "Золотой петушок". Первой же премьерой на открывшейся после реконструкции главной сцене Большого театра стала опера Михаила Глинки "Руслан и Людмила", поставленная режиссером-экспериментатором Дмитрием Черняковым. Черняков осуществил несколько постановок в Большом ("Похождения повесы", "Евгений Онегин", "Воццек", "Дон Жуан"), каждая из них имела большой резонанс. Последней громкой постановкой нынешнего сезона стала опера Александра Бородина "Князь Игорь" в прочтении Юрия Любимова.

©  РИА Новости, Илья Питалев
Опера "Книязь Игорь" в постановке Юрия Любимова

В театр вернулись громкие балетные постановки 60-70-х годов прошлого века в современном прочтении. Одной из главных премьер этого сезона стал балет Сергея Прокофьева "Иван Грозный" в постановке Юрия Григоровича – новая версия его же спектакля 1975 года. Вместе с тем, в Большом появились и спектакли ныне живущих знаменитых хореографов. Одной из последних премьер стал балет "Квартира" Матса Эка.

Почитайте интервью Матса Эка о его постановке балета "Квартира" >>

Большой театр Анатолия Иксанова не боялся экспериментов. С открытием Новой сцены репертуар пополнился работами молодых российских режиссеров, здесь также нашлось место для гастролей зарубежных театров, работающих на стыке жанров. Большим балетным проектом нынешней весны стал грандиозный фестиваль "Век "Весны священной – век модернизма", в рамках которого свои спектакли на знаменитую партитуру Стравинского показали труппа Мориса Бежара, театр танца Пины Бауш, Финский национальный балет и труппа Большого театра. 

В последнее время в ГАБТе стали уделять внимание детям. Только в этом сезоне прошли премьеры балета "Мойдодыр" хореографа Юрия Смекалова и оперы "Дитя и волшебство" в постановке Энтони Макдональда.

4. Яркие имена

За прошедшие годы театр обзавелся не только обновленным зданием, но и плеядой молодых артистов, многие из которых со временем стали новыми звездами Большого. Это солисты оперной труппы Екатерина Щербаченко, Анна Аглатова, Оксана Волкова, Венера Гимадиева,  Динара Алиева.
В балете мировую известность завоевали Наталья Осипова и Иван Васильев, которые впоследствии перешли в Михайловский.

При Анатолии Иксанове в Большой театр пришла и нынешняя прима-балерина Светлана Захарова. Ранее, с 1996 года она танцевала в труппе Мариинского театра. В ГАБТ Захарова была принята в 2003 году и за время работы в театре танцевала главные партии в постановках "Баядерка", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Жизель" и других спектаклях. В 2008 году Светлана Захарова была удостоена титула этуали миланского театра "Ла Скала".

© РИА Новости, Руслан Кривобок
Балерина Светлана Захарова

Приглашение в театр партнера Захаровой премьера Дэвида Холберга в 2011 году вызвало резонанс в СМИ – впервые солистом ГАБТа стал американский танцовщик. Ранее Холберг был премьером Американского театра балета, а также приглашенной звездой крупнейших мировых балетных театров.  В Большом театре Дэвид  Холберг исполняет роли в постановках "Жизель", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и "Дон Кихот".

5. Прямые трансляции

С недавнего момента стало возможным смотреть прямые трансляции балетов на официальном канале Большого театра в Youtube. Помимо этого, ГАБТ уже три года проводит трансляции своих постановок в зарубежных кинотеатрах, а в мае этого года подобный эксперимент впервые состоялся в России. Первым спектаклем, который показали в столичных кинотеатрах сети "Формула Кино", а также в петербургской "Галерее", стал балет Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" в постановке Юрия Григоровича.

6. Скандалы 

Тринадцать неполных лет руководства Иксанова были отмечены большим количеством скандалов. Один из самых громких – затяжной конфликт Большого театра с балериной Анастасией Волочковой, длившийся с 2000 по 2005 годы. В 2003 году Волочкова была уволена из труппы по довольно оскорбительному поводу: "не соответствует требованиям физической формы и ей невозможно подобрать партнера". В борьбе за место в труппе балерина обратилась в суд и развернула активную полемику в СМИ, не затихающую до сих пор: недавно в эфире программы НТВ "Железные леди" Волочкова заявила, что балерин в ГАБТе вынуждают заниматься эскорт-услугами.

©  РИА Новости, Екатерина Чеснокова
Балерина Анастасия Волочкова

В 2005 году разгорелся скандал по поводу постановки в Большом театре оперы Леонида Десятникова "Дети Розенталя". Опера была написана на либретто писателя Владимира Сорокина, известного употреблением в своих произведениях ненормативной лексики. Именно это и стало причиной раздора: депутат Госдумы Сергей Неверов ("Единая Россия") счел, что "нельзя допустить, чтобы пошлые пьесы Сорокина ставились на сцене, признанной достоянием российской культуры, чтобы эту порнографию показывали, а потом обсуждала вся страна". Против оперы было организовано несколько пикетов, в том числе организацией "Идущие вместе", но премьера все же состоялась и, по словам Анатолия Иксанова, зрители "принимали спектакль очень тепло". В 2006 году спектакль был награжден специальным призом премии "Золотая Маска", а через четыре года театр покинул автор оперы композитор Леонид Десятников.

В 2008 году, по истечении контракта, объявил о своем намерении покинуть пост художественного руководителя труппы Большого Алексей Ратманский, объяснив это желанием работать в разных театрах и невозможностью совмещения такой работы с должностью в ГАБТе, которая отнимала большую часть времени. Спустя еще четыре года, в конце 2012 года, Ратманский рассказал, что покинул Большой театр из-за разногласий с труппой: балетмейстер хотел придать постановкам более современное звучание и развивать в театре новые тенденции в балетном искусстве, от которых, по его  мнению, оказался полностью отрезан советский зритель. Тогда Ратманский не нашел поддержки у руководства и танцоров театра, основу репертуара которого по-прежнему составляла классика. "Хореография развивается кисло и слабо, и те, кто пытаются сделать что-то новое, получают мало поддержи и мало внимания. Есть энтузиасты, но пока у них не очень хорошо получается. Это была одна из причин моего переезда в Нью-Йорк", - признался Ратманский. 

С 2009 года Алексей Ратманский занимает должность хореографа Американского театра балета, где он поставил "Светлый ручей", "Симфонию N9" Дмитрия Шостаковича, "Щелкунчика" и "Намуну". Несмотря на уход балетмейстера из Большого, в ГАБТе собирались продолжить сотрудничество с Ратманским: так, в июне этого года Анатолий Иксанов заявил, что предложил хореографу "большой многоступенчатый проект". "Мы заинтересованы в том, чтобы он возвращался в Большой театр, где он, собственно, и начинал", - говорил Иксанов.

В 2011 году при Иксанове в центре скандала оказался управляющий балетной труппой театра Геннадий Янин. Каким-то образом, в Сеть, а также в крупнейшие газетные издания и на телеканалы попали фотографии порнографического содержания с участием человека, "похожего на Янина". Нужный результат был достигнут - Янин написал заявление об увольнении. Вместо него управляющим балетной труппой назначен Ян Годовский, а затем – Сергей Филин. Кстати, Филин связывает эту историю и со своей - покушением в январе этого года. "Когда я пришел на эту должность (2011), то сразу ощутил к себе пристальное внимание со стороны некой аудитории, которая, может быть, хотела все изменить в театре", - сказал Филин в одном из интервью.

В ноябре 2011 года написали заявление об уходе из ГАБТа артисты балеты Наталья Осипова и Иван Васильев, объявив о новом пятилетнем контракте с Михайловским театром в Санкт-Петербурге. Уход солистов Большого театра активно обсуждался в СМИ из-за конфликта руководителей ГАБТа и Михайловского театра: Александр Иксанов не соглашался подписывать заявления танцоров, а генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман собирался запретить Васильеву и Осиповой появляться на сцене Большого. Тем не менее, через две недели после подачи заявлений танцоры покинули ГАБТ и были приняты в Михайловский театр, где Наталья Осипова стала примой-балериной, а Иван Васильев – премьером. Свой уход из Большого артисты объяснили "нехваткой репертуара" и "творческой свободы" в ГАБТе. В 2012 году Васильев и Осипова заключили контракт с Американским театром балета, оставаясь при этом премьерами Михайловского театра.

Нападение на Филина вскрыло серьезные внутренние конфликты внутри Большого театра. Трагедия произошла 17 января в Москве: в лицо худруку балета ГАБТ плеснули кислотой. Сразу же после происшествия в ряде СМИ появилась информация о том, что причастным к преступлению может быть танцовщик Николай Цискаридзе, но в итоге главным подозреваемым в деле стал ведущий солист ГАБТа Павел Дмитриченко. Он сейчас находится под арестом и не признает вину, а Филин лечится в Германии.

Николай Цискаридзе: любовь и ненависть в Большом театре >>

©  РИА Новости, Григорий Сысоев
Николай Цискаридзе

Цискаридзе же находится в конфликте с руководством театра с 2011 года, когда премьер публично раскритиковал руководство ГАБТа за качество проведенной реконструкции, за что получил несколько выговоров, некоторые из которых оспорил в суде. Скандал обострился после нападения на Филина. Некоторые издания сообщили, что, по мнению танцовщика, Анатолий Иксанов использует ситуацию в личных целях. В июне стало известно что ГАБТ решил не продлевать срочный контракт с Цискаридзе как с артистом, так и с педагогом-репетитором, о чем и уведомил его. "Только одно слово - травля", - жаловался тогда танцовщик. Срок контракта Большого театра с Николаем Цискаридзе истек 30 июня 2013 года, и с тех пор Цискаридзе – птица вольная. На недавней встрече с поклонниками он признался, что пока находится в отпуске и еще не имеет четких планов на будущее. Зато о своем самочувствии после завершения карьеры в ГАБТе Цискаридзе высказался однозначно: "Ощущения шикарные. Я был абсолютно к этому готов, я знал, что так будет. Но я не знал, что из этого сделают такой вселенский скандал".

7. Борьба с перекупщиками

Одновременно с открытием после реконструкции исторической сцены Большого театра обострилась ситуация с перекупщиками. Желающие попасть на спектакли столкнулись с невозможностью заказать и оплатить билеты через сайт Большого, так как в сетевом доступе их просто-напросто не оказалось – многочисленные спекулянты, оценив спрос, мгновенно скупили все доступные билеты. В связи с этим в кассы Большого выстраивались огромные очереди, а в первых рядах оказывались те самые перекупщики, готовые предложить зрителям поход в ГАБТ за баснословные деньги. По словам руководителя пресс-службы театра, самый дорогой билет в Большой театр на тот момент стоил три тысячи рублей, в то время как после накрутки его стоимость увеличивалась более чем в семь раз.

Для борьбы с подобной порочной практикой, по инициативе Анатолия Иксанова, была проведена настоящая билетная реформа. Первым делом была запрещена продажа более двух билетов в одни руки, однако эта мера не оказалась действенной, и театр перешел к следующему этапу. Переняв опыт театра Ла Скала, с 28 ноября 2011 года администрация Большого ввела предварительную продажу билетов по паспортам – как в интернете, так и в кассах – с указанием номера паспорта в билете. Соответственно, документы нужно было иметь и чтобы выкупить билет, и чтобы пройти на спектакль. За день до начала предварительных продаж билет можно было зарезервировать, прислав электронную заявку на посещение театра.

Спустя еще два года Большой театр перешел ко второму этапу реформирования системы продажи билетов – с 1 июня 2013 года было отменено предварительное резервирование. При этом предварительная продажа по-прежнему начинается за три месяца до премьеры, однако отныне в первый день предварительных продаж с 11.00 до 15.00 билет можно приобрести в кассе - не более двух в одни руки и строго по паспорту (или любому другому документу, удостоверяющему личность). Купленные таким образом билеты в Большой являются именными, на бланке специального образца должны быть указаны фамилия покупателя и номер его паспорта. С 16.00 все оставшиеся билеты поступают в свободную продажу, и для их покупки уже не требуется ни называть свое имя, ни предъявлять документы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала