МОСКВА, 4 июл — РИА Новости. Российские эксперты высказывают опасения, что инцидент с самолетом президента Боливии Эво Моралеса, которому Франция и Португалия закрыли воздушное пространство, вынудив приземлиться в Австрии, может впоследствии быть использован заинтересованными странами как прецедент, чтобы обосновать при необходимости подобные действия в отношении любых других, в том числе и гражданских лайнеров.
В ночь на среду власти Франции и Португалии отозвали разрешение на использование своего воздушного пространства и аэропортов самолетом боливийского президента. Лайнер, к тому времени находившийся в воздухе уже 3,5 часа после вылета из Москвы, был вынужден совершить посадку в Вене. Предположительно, французские и португальские власти опасались, что на борту самолета может находиться беглый экс-сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден, выдачи которого требуют власти США. Ранее появлялись сообщения, что в аэропорту Вены президентский самолет подвергся обыску, но позднее министр обороны Боливии опроверг эту информацию.
Вытерли ноги
Замдиректора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов, считает что случай с самолетом боливийского президента может стать прецедентом.
"В последнее время о международное право просто вытирают ноги. Мы все привыкли его упоминать, но на самом деле престиж международного права и его влияние в современном мире низок, как никогда", — сказал он в ходе круглого стола "Международные правила воздушных перевозок: когда политика становится выше закона", организованном РИА Новости.
"Этот случай нарушает Венскую конвенцию, нарушает международный обычай, а право состоит из нормативной части, обычной части и прецедентной. Нормативная часть нарушена заведомо. Обычай, он существует с 18 века, когда главы государств пользуются почетом, уважением, неприкосновенностью, для них создаются привилегированные условия путешествий и контактов. Ну и что касается прецедентной части, то такого прецедента еще не было", — указал он.
По мнению специалиста, не исключено, что такие инциденты повторятся и в будущем.
"Что остается ждать? Что такого рода вещи, наверное, последуют. США неоднократно пытались на уровне своей международно-правовой науки обосновать прецедентный подход к международному праву. В частности, после бомбардировок Югославии в обход Совета Безопасности ООН очень многие американские политики и даже юристы-международники заявляли о том, что теперь такой прецедент в международном праве можно обосновать. То есть, если очень хочется, то можно. С 1999 года я не вижу, чтобы события развивались в каком-то другом направлении", — заключил Мартынов.
Никаких гарантий
Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов также считает, что страны ЕС создали прецедент, не пустив самолет президента Боливии в своем воздушное пространство, и теоретически теперь любой гражданский самолет может подвергнуться досмотру, если будут подозрения, что на его борту находится беглый экс-сотрудник спецслужб США Эдвард Сноуден.
Сноуден, обнародовавший детали секретных данных спецслужб США уже вторую неделю находится в транзитной зоне московского аэропорта "Шереметьево". Он разослал запросы 21 стране с просьбой о предоставлении убежища, но пока никто не выразил готовность его принять у себя.
"Я не исключаю, если, предположим, он (Сноуден) куда-то полетит, он должен быть в списках пассажиров, это непременное условие. Это сразу станет известно всем, кому положено. А дальше, кто даст гарантию, что США не повторят подобного шага? Я такой гарантии дать не могу", — сказал Смирнов.
"Этот случай — это межгосударственный авиационный бандитизм. Представьте себе, если такое происходит с бортом президента, то, что может произойти с обычными пассажирами, которые летят по своим делам. И если кому-то придет в голову по каким-то эфемерным причинам закрыть воздушное пространство, то о каком порядке в воздухе и в межгосударственных отношениях может идти речь", — сказал он в четверг в ходе круглого стола в РИА Новости.
"Я не помню в своей практике подобных вещей, потому что полет первых лиц государства в авиации — на особом контроле, и этому воздушному судну дается зеленая дорога без каких-либо условий", — добавил Смирнов, отметив необходимость скорейшего решения вопроса со Сноуденом по дипломатическим каналам.
Более подробно об инциденте с самолетом Эво Моралеса читайте в материалах РИА Новости