МОСКВА, 4 июл — РИА Новости. Франция и Португалия, которые закрыли воздушное пространство для самолета президента Боливии Эво Моралеса, вынудив его приземлиться в Австрии, а также австрийские власти, которые досмотрели президентский борт, не нарушали норм международного права, считает президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов", член Общественного совета при Ространснадзоре Рафаил Аптуков.
"Основным документом в мире (устанавливающим основные принципы работы гражданской авиации) является так называемая Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, в которой все случаи прописаны. В частности, когда я пытался исследовать ситуацию, случившуюся с бортом президента (Боливии), я понял, что в принципе никто ничего не нарушал, за исключением некоторых нюансов", — сказал он в ходе круглого стола "Международные правила воздушных перевозок: когда политика становится выше закона", организованном РИА Новости.
По словам эксперта, "существует определенная технология выпуска воздушного судна для выполнения международных рейсов". "По этой технологии страна, откуда вылетает воздушное судно, дает всем тем странам, которые располагаются по маршруту полета этого воздушного судна, так называемый "план полета", — сообщил Аптуков. Он отметил, что этот план воспринимается всеми национальными службами управления воздушным движением как руководство к действию.
"Я так понимаю, что одна из стран, расположенная по маршруту, объявила о запрете влета в свою национальную воздушную зону. Это была, насколько я понимаю, Португалия. Самолет еще был на земле (в России). Тогда была объявлена задержка вылета борта, и "полетный план" был пересмотрен", — сообщил он, отметив, что когда были получены необходимые согласования, воздушное судно было выпущено в полет.
"А дальше начинаются странности. Уже в полете с земли на борт, я так понимаю, было получено сообщение о запрете влета в воздушную зону еще одной страны, скорее всего, Франции. И тогда экипаж поступил так, как предписывают международные стандарты, он выбрал для посадки запасной аэродром. Им оказалась Вена. Это моя версия", — сказал президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов".
Он не увидел нарушения международных норм в том, что президентский борт прошел досмотр. "Наземные службы должны проверить работоспособность систем самолета, выслушать экипаж. То, что досматривался экипаж, люди, это не противоречит статье 16 Чикагской конвенции", — сказал Аптуков.
В ночь на среду власти Франции и Португалии отозвали разрешение на использование своего воздушного пространства и аэропортов самолетом Моралеса. Лайнер, к тому времени находившийся в воздухе уже 3,5 часа после вылета из Москвы, был вынужден совершить посадку в Вене. Предположительно, французские и португальские власти опасались, что на борту самолета может находиться беглый экс-сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден, выдачи которого требуют власти США. Ранее появлялись сообщения, что в аэропорту Вены президентский самолет подвергся обыску, но позднее министр обороны Боливии опроверг эту информацию.
Более подробно о ситуации вокруг самолета Эво Моралеса читайте в материалах РИА Новости