Вера Костамо, РИА Новости.
Изменения в работе транспортной отрасли, которые должны нормировать труд и отдых водителей, а также решить вопросы безопасности движения, поставили под удар дальнобойщиков. Многие из них намерены свернуть бизнес.
"Свою фуру брал в кредит и надеялся, что когда расплачусь с долгами, начну спокойно жить. Теперь все изменилось. Хочется продать машину и уйти из бизнеса", — говорит Михаил Волков, профессиональный водитель с двадцатилетним стажем. Он работает на себя, получает заказы на перевозки от диспетчеров и транспортных компаний.
Дело в том, что с 1 апреля 2014 года в кабинах грузовиков должен быть установлен цифровой тахограф, соответствующий стандартам приказа Минтранспорта № 36. Такой прибор с установкой обойдется водителям-частникам и транспортным компаниям в сумму от 50 тысяч рублей. Прибор будет регистрировать скорость, пробег, время отдыха и труда экипажа: по правилам водитель может ехать 4,5 часа, затем должен отдохнуть 45 минут, продолжить путь еще 4,5 часа и остановиться на 11 часов.
Затраты дальнобойщиков растут
Одновременно, согласно постановлению правительства № 504, уже с 1 ноября 2014 года все владельцы большегрузов с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн станут платить сбор 3,5 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Вырученные средства пойдут на содержание и ремонт дорог. По предварительным расчетам, это пополнит бюджет минимум на 83 миллиарда рублей в год. Около 33 миллиардов рублей в 2015-2031 годах составит экономический эффект от предотвращенных ДТП, которые происходят из-за плохого состояния дорог.
Уже нынешним летом регионы, входящие в транспортные коридоры "Север-Юг" и "Запад-Восток", получат из бюджета субсидии в размере 2,18 миллиардов рублей и еще столько же из внебюджетных источников на оснащение транспорта терминалами ГЛОНАСС/GPS, которые и будут отслеживать показания тахографов. Для водителей терминалы ГЛОНАСС/GPS будет бесплатными.
Отследить маршрут автомобиля можно будет с помощью данного терминала. Такими приборами с января этого года уже оснащен весь пассажирский транспорт и грузовики, перевозящие опасные грузы.
Нужно не забывать и о транспортном налоге, который выплачивается водителями раз в год и выросших с 1 июля акцизах на бензин.
Все эти уже существующие и будущие выплаты и правила приводят работников транспортной отрасли в отчаяние.
"Что касается дорожного сбора в 3,5 рубля за километр, то наши юристы назвали это незаконным дополнительным "налогом", я считаю, что это коммерческий проект, который с дорогами не связан. Такой дополнительный сбор ударит по владельцам крупных компаний. В тоже время малый бизнес понесет убытки, в связи с тем, что в годовые планы такие расходы не были внесены", — считает Павел Осеев, директор Некоммерческого Партнерства добросовестных участников рынка грузоперевозок "Эверест".
Помощь при аварии
Кроме помощи при вычислении маршрутов большегрузов по федеральным трассам, система ГЛОНАСС призвана ускорить время реагирования экстренных оперативных служб при ДТП.
"При аварии терминал "ЭРА-ГЛОНАСС" в автоматическом режиме, используя доступные сети сотовой связи, передает экстренный вызов и информацию о точных координатах происшествия, времени и тяжести ДТП, а также VIN автомобиля в систему "ЭРА-ГЛОНАСС". После фильтрации ложных вызовов, информация передается в систему-112, которая и осуществляет вызов экстренных оперативных служб. Предусмотрена также возможность экстренного вызова при нажатии водителем специальной кнопки SOS, а также возможность звонка на терминал сотрудниками служб спасения, что позволяет уточнить обстоятельства ДТП и состояние потерпевших", — говорит Евгений Белянко, вице-президент по технологиям НП "ГЛОНАСС".
По словам Белянко, по статистике, сегодня без привлечения спасателей для обеспечения доступа врача к пострадавшему в сильно деформированном автомобиле требуется в среднем 20-30 минут, а во многих случаях это вообще невозможно. Организация взаимодействия системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с экстренными оперативными службами позволит сократить это время до 5-10 минут.
Цепная реакция
Мы едем по федеральной трассе М8, после ремонта отдельные участки дороги выглядят вполне прилично. Груженая фура идет со скоростью 50-70 километров в час, быстрее Михаил не едет — жалеет машину.
Обычно незанятый эфир, — практически все дальнобойщики пользуются радиостанциями для связи, — полон обсуждений.
Теперь вместо пожеланий "удачки" и подсказок друг другу по поводу работающей "машинки" (патруль ГИБДД) и камер, дальнобойщики обсуждают, стоит ли оставаться в отрасли.
Водители-профессионалы собирают подписи под обращением в правительство, где просят дать разъяснения по наиболее значимым для выживания отрасли моментам. Сейчас под обращением подписалось 15 883 человека.
"Тахографы необходимы, но у нас есть несколько вопросов к формулировке постановления. Хотелось бы понять, как предусмотренная система контроля работы и отдыха водителя будет работать для разных территорий страны. Есть северные территории, где остановка водителя, например, в минус 50-60С в необорудованном месте может привести к фатальным последствиям. Такая же ситуация и с южными территориями, где температура в кабине может доходить до +50С. Здесь нужна дифференциация в подходе и развитие инфраструктуры", — говорит Павел Осеев, директор Некоммерческого Партнерства добросовестных участников рынка грузоперевозок "Эверест".
По обеим сторонам федеральной трассы М8 "Москва-Архангельск" узкие обочины и лес. Есть и длинные участки дороги, где нет стоянок, кафе и даже заправок. Представить себе 11-часовой отдых водителя в таких условиях, особенно зимой, сложно.
Десятки автопоездов, стоящие на необорудованных обочинах федеральных трасс, ситуацию с безопасностью на дорогах не улучшат.
Предлагаю Михаилу рассчитать его обычный маршрут так, если бы в машине уже был установлен цифровой тахограф (согласно новым правилам именно цифровыми устройствами должны быть оборудованы большегрузы).
Это еще один повод для вопросов, ведь аналоговые тахографы уже установлены на почти всех современных грузовиках. Ими можно пользоваться до даты очередной калибровки (проверки), но только до 1 апреля 2015 года.
"Трасса Архангельск-Москва" сейчас в неплохом состоянии, но это не автобан. Тормозить движение будут населенные пункты, холмистая местность, неровности дороги. То есть с учетом остановок по новым правилам этот маршрут я буду ехать как минимум двое суток", — говорит Михаил.
Увеличение сроков доставки товаров могут привести к нескольким последствиям. Как пишут сами водители, "любое удорожание грузоперевозок в стране приведет к увеличению цен на товары первой необходимости и повседневного спроса" и оттоку части грузов на РЖД.
"Я боюсь, что из отрасли уйдут профессионалы. И придут водители, готовые работать за меньшие деньги. За 4,5 часа они будут стараться проехать как можно больше километров. Есть заказчики, готовые платить штрафы за оперативность доставки груза", — считает дальнобойщик.
Mercedes Actros медленно плывет над дорогой, в широком панорамном стекле, как в хорошем плазменном экране, видно трассу, деревни и города. Михаил смеется: "Вот так и смотрю кино под названием "Жизнь" 20 лет и 24 часа в сутки".
"Средняя продолжительность жизни водителя грузовика — 48 лет, средний возраст — 40 лет. Наши водители работают по 16 часов в сутки за рулем, годами без выходных, нет надбавок за тяжелые условия труда. Проблема настолько серьезная, что только внедрением тахографов ее не решить.
Водителям платят по системе — тонна/километр, никто не платит за отработанное время. Введению тахографов должно предшествовать изменение системы оплаты труда водителей", — говорит Александр Котов, председатель Межрегионального союза водителей профессионалов.
Уже сейчас на внутреннем рынке продажи грузовых автомобилей с пробегом предложение превысило спрос, цены на технику упали. Сработал против дальнобойщиков и принятый в 2012 году закон об утилизации машин.
"Сейчас я плачу транспортный налог, а это около 40 тысяч рублей в год. Вопрос с транспортным налогом нам обещали решить — повысить стоимость акциза для топливных компаний. Таким образом, получалось очень удобно. Если я езжу и заправляюсь — соответственно, плачу. Если не езжу — не плачу. Цена на топливо повысилась, а налог не был отменен", — рассказал Михаил.
Речь идет о том, что в 2012 году Владимир Путин предложил упразднить транспортный налог, компенсировать потери планировалось за счет повышения акцизов на бензин. Но кампания по замене транспортного налога на акциз на топливо привела к тому, что бензин подорожал, а налог остался. Против отмены транспортного налога выступили региональные власти, которые считают этот сбор важной статьей пополнения бюджета.
По словам Александра Котова, нужна прозрачная и единая система налогообложения. Это должен быть либо акциз, либо транспортный налог — что-то одно.
"У нас существует единое экономическое пространство с Белоруссией, Казахстаном. Ничто не мешает сейчас владельцам крупных транспортных компаний зарегистрировать свой бизнес в этих странах. Мы потеряем рабочие места, налоги", — говорит Александр Котов, председатель Межрегионального союза водителей профессионалов.
Сейчас ситуация такова, что тех, кто работает на себя, новая система сборов, транспортный налог и введение тахографов подталкивает к уходу из бизнеса. Крупные компании, возможно, тоже ждут изменения.