ОАО "РТИ" – крупный российский отраслевой холдинг, разработчик-производитель высокотехнологичных продуктов и инфраструктурных решений, вновь примет участие в Международном военно-морском салоне, который в этом году пройдет в Санкт-Петербурге с 3 по 7 июля. О новой продукции предприятий холдинга, в частности, Ярославского радиозавода, которая будет представлена на военно-морском салоне, РИА Новости рассказал генеральный директор ЯРЗ Сергей Якушев.
— Сергей Владимирович, что ЯРЗ планирует экспонировать на МВМС-2013?
— Ярославский радиозавод представит на выставке новые радиостанции и изделия аварийно-спасательного назначения, работающие с использованием международной спутниковой системы поиска и спасания "COSPAS-SARSAT". В частности, это морской аварийный радиобуй АРБМ-406Н, который устанавливают на судах любых районов плавания. Он используется при угрозе безопасности судна и экипажа, обеспечивая определение места бедствия для авиационных и морских спасательных служб с помощью "COSPAS-SARSAT" и системы "ГЛОНАСС/GPS". Радиобуй соответствует требованиям международной спецификации C/S T.001 комитета "COSPAS-SARSAT", резолюциям IMO, требованиям Российского речного регистра и Российского морского регистра судоходства.
Еще одно наше изделие – аварийно-спасательная авиационная радиостанция-радиомаяк Р-855, предназначенная для определения местоположения и обеспечения организации поиска экипажей потерпевших аварию самолетов и вертолетов. Она также работает с использованием системы "COSPAS-SARSAT". Будут представлены и другие образцы аварийно-спасательной аппаратуры и средств связи нашего производства.
Что касается оборудования, работающего с использованием системы "COSPAS-SARSAT", то это вполне современная техника, прошедшая все сертификации. А по-другому нельзя! Ведь как, например, работает "COSPAS-SARSAT": в каждый радиобуй вводится персональная информация о пользователе, и, когда через спутник поступает радиосигнал от сработавшего аварийно-спасательного буя, то национальная (в каждой стране она своя) администрация "COSPAS-SARSAT" по сигналу понимает, кто конкретно терпит бедствие. Это может быть судно, яхта либо катер. Каждое такое плавсредство записано в индивидуальной "посылке", которая регистрируется в международной администрации "COSPAS-SARSAT", в Лондоне. В России функции "COSPAS-SARSAT осуществляет организация "Морсвязьспутник" при министерстве транспорта.
— А где тестируется ваша продукция?
— Приборы тестируем и сертифицируем в лондонской администрации "COSPAS-SARSAT" в специальной лаборатории. И наша аппаратура считается не хуже зарубежных аналогов, а самое главное – она доступнее по цене!
— Кто основные заказчики вашего аварийно-спасательного радиооборудования?
— В первую очередь, Военно-Морской Флот России. Он определяет и основные критерии, которым должна соответствовать наша продукция аварийно-спасательного назначения. Например, она должна стабильно работать в температурном диапазоне от —40 до +55 градусов по Цельсию, так как ВМФ обеспечивает присутствие Андреевского флага и в Арктике, и в более низких широтах: Средиземном море, Индийском океане. Поставляем мы наши радиобуи и российским пограничникам.
— В последнее время завод упоминался в связи с недавней арктической экспедицией известного путешественника Федора Конюхова?
— Наша головная компания ОАО "РТИ" — генеральный партнер Федора Филипповича в арктической экспедиции, во время которой он с напарником Виктором Симоновым на собачьей упряжке прошел около 900 километров по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана от Северного полюса до побережья Канады, и дальше – на север Гренландии.
Впервые Федор Конюхов обратился к нам уже достаточно давно: примерно лет десять назад. И мы тогда предоставляли ему наши радиобуи прежних лет выпуска, которые были более громоздкими. В эту экспедицию мы передали Конюхову два аварийно-спасательных прибора последнего поколения – совершенно новые изделия, выпускаемые на нашем предприятии. Кстати, оба этих прибора будут экспонироваться на МВМС-2013. Первый – это авиационная аварийно-спасательная радиостанция-радиомаяк, обеспечивающая поиск терпящего бедствия объекта, в том числе и с помощью спутниковых средств, каковой является система "COSPAS-SARSAT".
Второй прибор – это аварийный радиобуй также системы "COSPAS-SARSAT". Он – морского базирования. Мы традиционно выпускаем именно такие радиобуи и являемся специалистами в этом вопросе уже, наверное, лет тридцать. Они неоднократно проверены и доказали свою работоспособность. За это время произошла большая модернизация их семейства. Они стали меньше по габаритам, однако энергетически – гораздо мощнее. Если говорить об их месте и роли на рынке, то считаем, что они – это приборы мирового класса во всех отношениях.
Мы были очень заинтересованы в испытаниях нашей аппаратуры в суровых условиях Арктики и благодарны за ту работу, которую Федор Конюхов провел в интересах предприятия. И, если он нам еще даст конкретные предложения по улучшению каких-то потребительских свойств и качеств аварийно-спасательных изделий, мы их обязательно учтем при возможной модернизации аппаратуры. Ведь информация из первых рук – наиболее ценная. Кроме этого, для нас это была уникальная возможность, когда великий российский путешественник лично провел натурные испытания нашей аппаратуры в арктических условиях.
— Конюхов проводил в Арктике тестирование вашей аппаратуры?
— Да, 1 июня Федор Конюхов и Виктор Симонов успешно провели на побережье Гренландии тестовое включение предоставленных им аварийного радиобуя АРБМ-406Н и авиационной аварийной радиостанции-радиомаяка Р-855 производства ЯРЗ. Сигналы радиооборудования приняли российская станция приема и обработки информации в дальневосточной Находке и центр "COSPAS-SARSAT" в Пакистане, передавшие затем информацию в Москву в Международный координационно-вычислительный центр системы "COSPAS-SARSAT". Кроме того, тестовый сигнал радиостанции-радиомаяка Р-855 (ее включали первой) также приняло подразделение "COSPAS-SARSAT" в Исландии. Оттуда сразу связались с координационным центром в Гренландии, который курировал российскую арктическую экспедицию, и удостоверились, что с путешественниками все в порядке, а радиооборудование работает в тестовом режиме.