ВАШИНГТОН, 29 июн — РИА Новости, Алексей Богдановский. Эдвард Сноуден, еще недавно никому неизвестный 30-летний компьютерщик, оказался на мировой арене, организовав одну из крупнейших в истории утечек информации. Сноуден, бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США и ЦРУ, работавший на компанию-подрядчика АНБ, распространил в прессе в июне секретный ордер суда, по которому спецслужбы получили доступ ко всем звонкам крупнейшего сотового оператора Verizon, а также данные о сверхсекретной программе АНБ PRISM, позволяющей отслеживать электронные коммуникации на крупнейших сайтах. Это вызвало политический скандал и ожесточенные дискуссии в США, а также гнев американского правительства, которое пытается добиться выдачи Сноудена. Сам автор утечек раскрыл свое имя, но незадолго до этого бежал в Гонконг, а затем прилетел в Москву, где и находится уже почти неделю, предположительно в транзитном зале аэропорта "Шереметьево". Биография Сноудена до главного поступка его жизни не богата событиями, но именно в ней американские следователи, журналисты и публика ищут ответ на вопрос: зачем Сноуден раскрыл секреты спецслужб — из стремления к справедливости или в погоне за славой?
В центре внимания
Уже из Гонконга Сноуден дал видеоинтервью газете Guardian и объяснил, что разочаровался в своей работе компьютерного аналитика, поскольку столкнулся с тотальной слежкой спецслужб США за собственными гражданами.
"АНБ построило инфраструктуру, которая позволяет перехватывать практически любую информацию. Имея эти возможности, оно автоматически и бесцельно поглощает подавляющее большинство коммуникаций между людьми. Я могу получить ваши электронные письма, пароли, данные о телефонных звонках, кредитных картах. Я не хочу жить в обществе, которое занимается подобными вещами… Не хочу жить в мире, где все, что я делаю и говорю, записывается", — пояснил Сноуден. По его словам, зная базовые сведения о человеке и имея секретный доступ, он лично мог установить слежку за любым гражданином США.
Сноудена обвиняли в том, что он нарушил присягу и предал интересы своей страны, а то и вовсе является китайским шпионом, поскольку бежал из США в Гонконг — особый административный район КНР. Эти обвинения он категорически опровергает: "Спросите себя: если бы я был китайским шпионом, почему бы мне не полететь прямо в Пекин? Я бы жил сейчас во дворце и гладил птицу Феникс". Как сообщили американские СМИ, решение о том, чтобы не выдавать автора утечек и дать ему уехать подальше, могло быть принято в КНР на самом высоком уровне. По словам же президента России Владимира Путина, американец не может быть выдан США из-за отсутствия договора об экстрадиции, но чем скорее Сноуден определится с конечной точкой своего маршрута, тем лучше и для России, и для него самого.
Сноуден убежден, что рано или поздно его могут настигнуть американские спецслужбы. "Да, меня может захватить ЦРУ. За мной могут охотиться они сами или их партнеры. Они могут заплатить триадам (китайской мафии)", — предполагал Сноуден сразу после бегства в Гонконг. Он также боится физического устранения. "С этим беспокойством я буду жить всю оставшуюся жизнь, сколько бы она ни продлилась", — сказал Сноуден в интервью Guardian. Но в его появлении на экранах телевизоров виден не столько страх за свою жизнь, сколько уверенность в себе, даже некоторое позерство. Аккуратно поддерживающий легкую небритость высокий молодой человек в очках без оправы говорит четко и спокойно. При этом он не чурается высоких выражений о справедливости и о том, что опасность для его жизни не смущает его, коль скоро речь идет о распространении правды о деятельности спецслужб.
Каким он парнем был
Сноуден в 21 год вступил в спецназ армии США, но не закончил обучение. После этого он поступил на службу в ЦРУ и работал в Швейцарии, для чего ему нужно было пройти тест на наркотики, проверку на детекторе лжи и оформить доступ к сверхсекретной информации по результатам тщательной проверки всей его биографии. Однако в последующие десять лет этот доступ сослужил Сноудену хорошую службу: он "попал в обойму" и легко менял работу внутри американского разведсообщества и в частных фирмах, которые работают в тесном контакте с ним. Под конец своей карьеры Сноуден, по собственному признанию, вел "очень комфортную" жизнь в отделении фирмы Booz Allen в штате Гавайи и получал около 200 тысяч долларов в год. Однако в конечном итоге он скачал сверхсекретную информацию на USB-носитель, попросил на работе отпуск по болезни и спешно покинул США.
Во что верит Сноуден?
Многие обвинили Сноудена в инфантилизме, в неспособности оценить ущерб для своей страны от собственных действий. Даже симпатизирующая ему газета Washington Post, обнародовавшая утечки Сноудена, признает, что в свои 30 лет он продолжает формироваться как личность, менять свои взгляды. По одному важнейшему вопросу он уже изменил свою точку зрения кардинально. Как сообщил сайт Ars Technica, в прошлом Сноуден под псевдонимом много общался с посетителями его форумов на тему утечек секретной информации. Так, в 2009 году он был возмущен статьей в "Нью-Йорк Таймс" о санкциях против Ирана, которая была основана на утечках. "Как можно публиковать это дерьмо в ГАЗЕТЕ?" — писал Сноуден под псевдонимом TheTrueHOOHA. По его словам, за подобные утечки их авторам "надо стрелять по яйцам".
Спустя всего четыре года, после десятилетия работы на ЦРУ и АНБ, Сноуден переменил свою позицию. Как бы ни менялись его взгляды в будущем, он отдает себе отчет, что в любом случае ему придется отвечать за них. На вопрос Guardian, что с ним может случиться в будущем, Сноуден сказал: "Я не надеюсь вновь увидеть свой дом".