МОСКВА, 28 июн — РИА Новости. Потомки захороненных у Кремлевской стены выступают против перенесения праха их близких в новый Федеральный военный мемориал кладбища в Мытищах, полагая, что это вызовет раскол в обществе, так как напомнит действия эстонских властей, перенесших за город "Бронзового солдата", заявил РИА Новости председатель правления Объединения родственников лиц, похороненных в Почетном некрополе у Кремлевской стены, Иван Баграмян.
Ранее СМИ сообщили, что на территории кладбища в Мытищах построены специальные колумбарии, которые могут использовать для перезахоронения урн с прахом в Кремлевской стене.
"Мы отрицательно относимся к этой идее. То, где это сейчас находится — это достойное место, это история. А уподобляться властям Эстонии, которые переставляли Бронзового солдата с такими протестами — сейчас не нужно никому, это вызовет раскол общества", — полагает внук маршала Баграмяна.
На вопрос, обращались ли к ним представители властей с таким предложением, он сказал, что никаких контактов с официальными лицами вообще не происходит. "С нами никто не взаимодействует, никто на нас не выходит, не обращается. Только представители комендатуры (Кремля) встречают нас, поскольку туда (к некрополю) так просто не попадешь, когда мы приходим по памятным датам — в День Победы, дни рождения", — пояснил Иван Баграмян.
Всего, напомнил он, "там около 400 захоронений, но не все они в стене, там есть еще и братские могилы 1917-1918 годов, а их больше, чем в самой стене". При этом, пояснил Баграмян, "по федеральному закону без согласия родственников нельзя заниматься перезахоронениями, а их родственников уже не найти". "С одной стороны здесь должно быть политическое решение, а с другой стороны, это расколет общество", — подчеркнул он.
У нового кладбища должна быть своя история
Дочь маршала Ивана Конева Наталья Конева также подтвердила, что официально о перенесении захоронения к ней никто не обращался. "Никакого официального обращения не было", — сказала она. Никто из официальных представителей, по ее словам, не выходит на контакт с родственниками тех, кто похоронен у Кремлевской стены.
"Многие из нас, можно сказать большинство, не хотели бы хоронить наших близких туда, в Мытищи. Главное для меня — это память о наших отцах или дедах, которая была связана именно с этим мемориалом на Красной площади. В свое время государство принимало решение их хоронить у Кремлевской стены, и мы подчинились этому решению", — напомнила она.
По словам Коневой, эта историческая часть города связана с парадом 1941 года, когда с Красной площади уходили на фронт, с Парадом Победы в 1945 году, это память об эпохе.
"А мытищинское кладбище, я уверена, будет набирать свою историю. Оно находится за пределами города, куда довольно трудно добраться многим из поколения сыновей и дочерей этих полководцев, например, старшая дочь Жукова уже в весьма почтенном возрасте, как и многие другие. Для них важны и Красная площадь, и Тверская, по которой они идут, и Арбат, и даже Поклонная гора с Триумфальной аркой. Это то, к чему мы приросли", — поделилась Конева.
По ее мнению, новое кладбище должно быть связано с современной Россией. "И это место уже для других людей будет святым, и тогда люди по новым праздникам, а не 9 мая или 22 июня, поедут в Мытищи. И они обязательно туда поедут", — подчеркнула она.
И не Кремль, и не Мытищи
По мнению Коневой, если уж переносить некрополь, то подходящее место для этого — Поклонная гора.
"Вот, пожалуйста, решение вопроса — какой-то фрагмент красной Кремлевской стены и захоронения. И 9 мая мы увидим людей, которые возложат цветы к их могилам", — сказала она.
"Если государство принимало в свое время решение их хоронить так (у Кремлевской стены), мы подчинились этому решению. Если государство примет сейчас какое-то решение… Но мы не должны находиться в ситуации двусмысленности", — заявила Конева.
"Я бы хотела, чтобы мне честно сказали. Мы бы хотели услышать членораздельный ответ. И лучше это сделать, пока мы — дочери и сыновья — еще живы и могли бы участвовать в церемонии погребения, но в такой, в какой наше сердце готово будет принять", — подчеркнула дочь маршала. "Я хочу участвовать в погребении своего отца, и урну поставить туда, где он останется на все времена. Я не хочу, чтобы это сделал кто-то чужой, когда меня самой уже не будет. Погребение — это таинство", — добавила Конева.
"Но я только прошу государство, чтобы оно учло, что эти люди — Конев, Рокоссовский, Жуков, Малиновский, Говоров, Толбухин и многие другие — воевали вместе, и погребены они должны быть вместе, нельзя их развести по кладбищам", — обратилась она.
Правнучка маршала Константина Рокоссовского Ариадна Рокоссовская, в свою очередь сообщила, что их семья "давно просит разрешения на перезахоронение его останков на Новодевичьем кладбище Москвы, где похоронены его жена и дочь". "Мы бы не хотели, чтобы маршал оставался у Кремлевской стены или на мемориальном кладбище в Мытищах. Надеемся, что спустя много лет Рокоссовский все же воссоединится со своими родными", — сказала она.