Илья Ферапонтов, РИА Новости.
Надо отдать должное министру Дмитрию Ливанову — он сумел выбрать момент. Академики еще в момент его назначения на пост главы Минобра ожидали, что он начнет войну с академией. Еще в 2009 году Ливанов опубликовал в "Эксперте" в соавторстве с экономистом Сергеем Гуриевым и биологом Константином Севериновым программную статью, в которой изложены все положения нынешней реформы.
Академики оскорблены. Они привыкли, что с ними считаются, они привыкли чувствовать себя членами, может быть, и не очень могущественной, но влиятельной корпорации, гражданами "государства в государстве". Они привыкли думать, что в организации работы ученых лучше всех разбираются сами ученые. Они привыкли к своей автономии, и в академии действительно была демократия — ее возможности хорошо показала недавняя история с двукратным провалом кандидатуры Михаила Ковальчука на пост директора Института кристаллографии.
Судя по всему, реформа не обсуждалась не только с академиками, но даже с советом по науке при министерстве, где были собраны ученые, относительно лояльные к Минобрнауки.
Понятно, что хочется прийти, наконец, и самостоятельно исправить все — выкинуть балласт, оставить только эффективных молодых ученых с эффективными лабораториями, а все лишнее имущество взять и… эффективно использовать, заставить приносить доход.
Может быть, рост ассигнований позволит ученым обновить приборный парк, но ведь часто нужен не один год, чтобы эти приборы дали результаты.
Возможно, академики были бы и не против, вот только их мнения никто не спросил. Владимиру Фортову не позавидуешь — он стал последним президентом некогда мощной научной корпорации, которая теперь превратится в "клуб ученых", запертых в башне из слоновой кости. Интересно, правда, что будет делать Ливанов, если не получит своих 2,44% и после реформы РАН? Что будем реформировать тогда?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции