НОВОСИБИРСК, 27 июн — РИА Новости. Музей Новосибирска, а также эксперты в области истории и архитектуры поделились с РИА Новости информацией о малоизвестных и любопытных фактах строительства знаковых для города объектов.
Строители встали под поезд
Первый железнодорожный мост через Обь был уникальным на тот момент сооружением, говорит руководитель отдела культурных программ Музея Новосибирска Евгений Антропов. Его можно было назвать одним из чудес света, как и весь Транссиб — грандиозная стройка, памятник эпохи царской индустриализации. Конструкция моста вошла в историю мостостроения как "русская система".
Движение по мосту открылось 31 марта 1897 года. Несмотря на то, что его спроектировали по нормам XIX века, мост прослужил почти 100 лет, пока не исчерпал ресурсы грузоподъемности.
Разделенные меридианом
Ядро города сформировалось на правом берегу, а на левом продолжала существовать сеть старых деревень. И, несмотря на то, что с 1930-х годов левобережье вошло в городскую черту, берега продолжали жить автономно. Левый берег при этом считался сельскохозяйственной и промзоной, правый — культурной и торговой.
Через Обь можно было перебраться на пароме, на электричке "Передача" или по понтонному мосту.
Правобережцы ездили на другую половину города только на работу, а вечером, по рассказам старожилов, предпочитали не посещать соседей. Это сказывалось даже на демографии — заключение браков между жителями разных брегов было редким явлением.
Оперный, как артефакт
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета — крупнейшее культурное здание в России и один из главных символов Новосибирска (введен в эксплуатацию в мае 1945 года).
Бытуют мифы, что в театре планировали разместить бункер, планетарий или даже обустроить озеро в подвалах. На самом же деле планировался Дом науки и культуры, внутри которого могли бы перемещаться конницы и трактора.
Он также говорит, что немецкий архитектор, приезжавший в Новосибирск строить вокзал, считал театр здесь безумием, поскольку вокруг него Новосибирск был в бараках.
А об истории его создания рассказывает так: "…это особая технология. Мейерхольдовская идея трансформации театра, сцены, прохождения через сцену массовых действий, вплоть до демонстраций.
Должны были быть пандусы, по которым могла бы въезжать конница. Зал должен был трансформироваться в арену, должен был быть бассейн.
В целом проект опережал свое время, он был авангардным, фантастическим. Смета на его выполнение была большая. Кстати, поэтому архитектор Траугот Бардт и другие создатели объекта были репрессированы.
Купол — это одна из уникальных особенностей театра. В 1940-х годах он был самым большим среди гладких железобетонных. Наносили бетон на арматуру через распылитель. Это была гениальная инженерная идея.
Проект оперного — целая культура ленинской авангардной эпохи. Сталинская эпоха сделала все с точностью до наоборот. Идея трансформировалась в аристократическую монофункциональную модель…
Но объект не был к этому приспособлен, пришлось реконструировать. И здание получилось неэффективным с точки зрения оперного театра. Голос не "прокачивает" такой большой объем. Сейчас поставили электронную акустику, но она все равно не дотягивает звук до идеального.
Это скорее не функциональный, а эмоциональный объект. Он всегда требует больших денег. И большую часть своей жизни он строился, ремонтировался, реконструировался, и сейчас его снова ремонтируют…
В конечном итоге оперный театр стал классическим, триумфальным, парадным…"
Лаврентьев на сосне, жены и малоэтажки
В 1957 году Совмин СССР принял постановление "Об организации Сибирского отделения АН СССР". Площадку выбирал Михаил Лаврентьев, подыскивая природную зону, но чтобы рядом был крупный город с аэропортом и заводами, который поможет строительству. Новосибирск как раз подходил по всем параметрам.
Из воспоминаний зампредседателя СО РАН Бориса Белянина:
Площадка всем понравилась, не упомню, когда осматривали площадки в других городах Сибири, но вскоре мы узнали, что место для Академгородка выбрано "наше".
Из записей академика Лаврентьева:
"Осенью 1959 года в строящемся Академгородке побывал Никита Сергеевич Хрущев. Когда ему показали макет городка (которым мы очень гордились), он устроил проектировщикам и нам форменный разнос, а потом частично повторил его в выступлении перед городским активом: "Надумали в лесу высотные здания сооружать? Для чего? Это чтоб воронам легче было садиться, что ли?"…
Лаврентьев также отмечал, что жены ученых совершенно не желали перебираться в Сибирь, и пришлось пойти на некоторую хитрость.
"Очень важна позиция жен — опыт показал, что именно за ними часто бывает решающее слово: ехать или остаться. В первые годы многие московские жены не спешили вслед за мужьями в Сибирь.
И, как это иногда случается, один из наших коллег скоро нашел себе подругу на месте, а со старой женой развелся. Я постарался, чтобы эта история стала широко известна в Москве. Расчет оказался правильным: начался массовый переезд жен в Новосибирск…".
Метромост меняет длину
Новосибирский метромост вошел в историю не только как самый длинный в мире, но и как пионерная технология надвижки пролетов (а не установка их с реки).
Сложность добавил и климат. При изменении температуры металл расширяется и сужается, поэтому мост растягивается в длину до 50 сантиметров из-за перепадов погоды. Но были предусмотрены специальные ролики на опоры, на которых мост двигается.
Не обошлось и без курьезов. Электрики при прокладке кабелей маркировали их специальными разноцветными пластиковыми метками. В туннеле нужно было сделать уборку, к этой работе привлекли студентов. И студенты унесли маркеры с собой. Это была настоящая катастрофа, электрикам пришлось в авральном режиме круглыми сутками заново маркировать кабели, чтобы срок сдачи метромоста к началу 1986 года не был сорван.
Испытывали мост под нагрузкой 19 декабря 1985 года. По нему отправили четыре состава, груженых мешками с песком. Общий вес нагрузки составил 1,3 тысячи тонн. Мост эту нагрузку выдержал и был запущен в эксплуатацию 7 января 1986 года вместе с пятью станциями метро.