Рейтинг@Mail.ru
Голландские картины 17 века представят в Лондоне под музыку той эпохи - РИА Новости, 26.06.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Голландские картины 17 века представят в Лондоне под музыку той эпохи

© Фото : By Permission of The British Library, London Нотная книга 1687 года
Нотная книга 1687 года
Читать ria.ru в
Выставка "Вермеер и музыка: искусство любви и отдыха" стала первым совместным проектом лондонской Национальной галереи и Ансамблем старинной музыки и первой для музея выставкой, составной частью которой является живая музыка. Выставка исследует взаимосвязь музыки и живописи в 17 веке в Нидерландах.

ЛОНДОН, 26 июн — РИА Новости, Мария Табак. Выставка "Вермеер и музыка: искусство любви и отдыха", открывающаяся в среду, стала первым совместным проектом лондонской Национальной галереи и Ансамблем старинной музыки и первой для музея выставкой, составной частью которой является живая музыка.

Выставка исследует взаимосвязь двух искусств — музыки и живописи — в 17 веке — "золотом веке" Нидерландов. Помимо картин Вермеера в экспозиции представлены работы Томаса де Кейзера, Питера де Хоха, Якоба ван Велсена, Яна Стина.

"В первом зале мы показываем, как музыкальные инструменты используются художниками для передачи определенной идеи. Например, часто музыкальные инструменты фигурируют в натюрмортах: они символизируют кратковременность жизни, ведь музыка звучит только ограниченное время, она бесплотна и ее нельзя ухватить. Поэтому на картинах вы видите инструменты рядом с человеческими черепами", — рассказала на пресс-показе выставки ее куратор, глава отдела голландской живописи Национальной галереи Бетси Визерман.

По ее словам, появление музыкального инструмента на портретах свидетельствует о высоком положении человека в обществе, его уровне образования, как, например, на портрете ученого, композитора и поэта Константина Хейгенса кисти де Кейзера. А иногда музыкальный инструмент используется просто для передачи меланхолического настроения героя картины.

Во втором зале можно увидеть картины, изображающие ансамбли музыкантов-любителей.

"Музыка была основным развлечением, поэтому многие играли на музыкальных инструментах и пели. Но людям из общества нельзя было слишком усердствовать: профессиональные занятия музыкой считались отклонением от нормы. Как и актеры, музыканты-профессионалы нередко носили экзотические наряды, чтобы еще больше отличаться от других людей", — отметила куратор.

Эротическая тематика доминирует в картинах, выставленных в третьем зале. Игра на музыкальных инструментах в 17 веке предоставляла возможность для невинного (а иногда и не очень невинного) флирта.

"Некоторые инструменты считались полуприличными. Например, скрипка напоминает по форме женскую фигуру, так что ее изображение подчеркивает эротизм отношений между персонажами картин. Кроме того, скрипка ассоциировалась с танцевальной музыкой, а танец — действие также эротическое по сути. Очень многие из картин, представленных здесь — двусмысленные, мы не всегда можем понять, какого рода отношения связывают героев: это не то урок музыки, не то романтическое свидание, а может, и то, и другое", — пояснила Визерман.

Главный зал выставки — четвертый — в нем представлены работы Вермеера "Урок музыки", "Гитаристка", "Дама, стоящая у вирджиналя" и "Дама, сидящая у вирджиналя".

"Нам очень повезло: мы смогли найти и выставить рядом с картинами Вермеера точно такие же инструменты, как те, которые он изобразил. Вот гитара, сравните ее с той, что в руках у вермееровской девушки! А вот вирджиналь — его изображение вы видите на двух других картинах: это разновидность клавесина, инструмент, распространенный в Англии и Нидерландах в 17-18 веках", — отметила куратор выставки.

Экспозиция пятого зала посвящена результатам изучения специалистами техники Вермеера. В этом зале можно увидеть увеличенные под микроскопом фрагменты картин и понять, каким образом художник наслаивал цвета, какие он использовал краски, как работы Вермеера меняются со временем.

"Мы хотели немного рассказать гостям галереи о нашей работе, объяснить, за что мы ее любим. Обычно у зрителей никогда нет возможности увидеть картины с такого близкого расстояния, с какого их видим мы", — пояснила глава отдела голландской живописи.

Отдельный зал выставки предоставлен музыкантам из Академии старинной музыки: по четвергам, пятницам и субботам посетители выставки смогут услышать ту самую музыку, которую "слушают" и "играют" герои картин. Звучание клавесина, лютни и других старинных инструментов приближает гостей выставки к 17 веку и позволяет им лучше прочувствовать атмосферу работ Вермеера и других художников. Выставка в Национальной галерее продлится до 8 сентября.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала